Источник IT Weekly.ru, Санкт-Петербург
Заголовок Топ-10 изменений в IT-законодательстве 2020 года
Дата 20210407

Этим цветом    обозначаются известные системе слова и выражения, принимавшие участие в анализе данного текста, а таким    - идентифицированные, то есть соотнесенные с каким-либо объектом онтологической базы

============= Обработанный текст:

Топ-10 изменений в IT-законодательстве• Государство » Законы и право » Законодательство 2020 года

Топ-10 изменений в IT-законодательстве• Государство » Законы и право » Законодательство 2020 года

Виктор Наумов | 07.04.2021

Итоги развития законодательства• Государство » Законы и право » Законодательство в 2010 – 2020 гг.

Период с 2010 по 2020 год можно по праву назвать десятилетием становления и
развития законодательства• Государство » Законы и право » Законодательство в сфере информационных технологий. Мы выделили три
ключевых законодательных тренда, которые, на наш взгляд, не потеряют
актуальности и в ближайшем будущем.

Информационный суверенитет

В начале 2010деятельность в сети Интернет не считалась сферой, нуждающейся
в особом регулировании. Переломным моментом можно назвать 2012 год, когда
появились первые основания для блокировки информационных ресурсов. Следствием
усиления контроля за информацией, распространяемой в сети Интернет, стало
появление новых участников информационных отношений. На них был возложен
широкий круг обязанностейот модерации контента до идентификации
пользователей, а на некоторых в том числе и обязанность соответствовать
требованиям в части иностранного контроля.

Тренд, связанный с усилением контроля за распространяемой информацией,
характеризуется принятием триады законодательных актов: 1) так называемого
«закона Яровой• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму"», который обязал операторов связи и организаторов
распространения информации• Коммуникации » Интернет-коммуникации » Интернет-сообщество » Социальные сети » Блогосфера » Распространение информации в социальных сетях длительное время хранить определенные данные о
коммуникации пользователей; 2) закона• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы о «суверенном Интернете», который в ряде
случаев позволит осуществлять прямой контроль над информационным
пространством; 3) закона• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы о безопасности критической информационной
инфраструктуры
.

Еще одним серьезным изменением в сфере обеспечения информационного
суверенитета России• Россия стало введение ограничений на хранение определенных данных
на зарубежных серверах. В законодательство• Государство » Законы и право » Законодательство о персональных данных• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » Защита персональных данных были внесены
поправки• Государство » Законы и право » Законопроекты о «локализации» персональных данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные

• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные
российских граждан• Россия » Граждане России на территории
РФ• Россия
. Данная мера впоследствии нашла свое развитие в «законе Яровой• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму"». С учетом
того, что идея локализации отдельных категорий данных в России• Россия закреплена в
качестве принципа в Стратегии развития информационного общества• Государство » Государственное устройство России » Государственные программы России » Информационное общество

• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ » Информационное общество

• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Минкомсвязь России » Информационное общество

• Россия » Государственное устройство России » Государственные программы России » Информационное общество

• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Минкомсвязь России » Информационное общество

• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ » Информационное общество

• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ми » Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ » Информационное общество

• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ми » Минкомсвязь России » Информационное общество

• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ » Министерства России » Минкомсвязь России » Информационное общество

• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ » Министерства России » Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ » Информационное общество
в РФ• Россия на
2017–2030 годы (далее – «Стратегия»), существует вероятность, что ограничения
по территории хранения тех или иных данных будут внедряться в законодательство• Государство » Законы и право » Законодательство
и в будущем.

Важным трендом десятилетия также является детализация административных
составов и существенное величение сумм штрафов за нарушение информационного
законодательства• Государство » Законы и право » Законодательство.

Курс на импортозамещение

В середине 2010Россия• Россия взяла курс на импортозамещение в сфере ИТ. Был принят
ряд поправок• Государство » Законы и право » Законопроекты, направленных на ограничение использования иностранного
программного обеспечения• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение

• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение
и стимулирование использования программ российского• Россия
производства. Изначально эти меры в основном касались ограничения допуска
иностранного ПО к участию в государственных и муниципальных закупках. Для
учета российских• Россия программ был создан единый реестр российских• Россия программ для ЭВМ
и баз данных (сокращенно также «единый реестр российского ПО• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Российское Программное Обеспечение

• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Российское Программное Обеспечение

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Российское Программное Обеспечение
»), который в 2015
году насчитывал более 2500 наименований, а на конец 2020-го – уже около 9000
наименований. Требование об импортозамещении было распространено и на
встроенное программное обеспечение• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение

• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение
, которое предоставляется в том числе
потребителям.

Цифровизация• Информационные технологии » Цифровые технологии

• Технологии » Цифровые технологии

• Электроника » Цифровые технологии

Формирование в России• Россия цифровой экономики• Россия » Политика России » Приоритетные национальные проекты » Национальный проект "Цифровая экономика"

• Информационные технологии » Цифровые технологии

• Технологии » Цифровые технологии

• Электроника » Цифровые технологии
– одна из ключевых целей,
определенных в Стратегии. Основные законодательные инициативы• Государство » Законы и право » Законодательство » Законодательная инициатива в этой сфере
направлены на снятие нормативных барьеров, разработку технически нейтрального
законодательства• Государство » Законы и право » Законодательство и цифровизацию правоотношений, традиционно складывающихся
исключительно в офлайн-среде. В последние годы были приняты различные
законодательные изменения, цель которых – обеспечение перехода к цифровым• Информационные технологии » Цифровые технологии

• Технологии » Цифровые технологии

• Электроника » Цифровые технологии

• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право

государственным услугам• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Государственная услуга и электронному взаимодействию с судами и нотариусами,
развитие электронной коммерции, телемедицины и цифровизация• Информационные технологии » Цифровые технологии

• Технологии » Цифровые технологии

• Электроника » Цифровые технологии
промышленности.

ТОП-10 изменений в ИТ-законодательстве• Государство » Законы и право » Законодательство 2020 года

1. Изменения в правилах обработки общедоступных персональных данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные

• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные

С 1 марта 2021 года вступили в силу изменения, внесенные в ФЗ «О персональных
данных• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » Защита персональных данных
» (далее – «Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы о ПДн») в части обработки персональных данных• Государство » Законы и право » Правовая система России » Обработка персональных данных

• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Обработка персональных данных
,
подлежащих распространению (далее – «Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 519»).

Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 519 вводит новый термин «персональные данные• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные

• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные
, разрешенные субъектом
ПДн для распространения» – это данные, к которым субъект предоставил доступ
неограниченного круга лиц путем дачи специального согласия. Одновременно
утрачивает силу положение п. 10• Техника » Электротехника » Радиотехника » Радиолокация » Радиолокационная станция » Радиолокационные Станции Рф » П-10 (радиолокационная станция) ч. 1 ст. 6 Закона• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы о ПДн, представляющее собой
самостоятельное основание для обработки персональных данных• Государство » Законы и право » Правовая система России » Обработка персональных данных

• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Обработка персональных данных
, сделанных
субъектом общедоступными. Таким образом, осуществлен переход от фактических
действий субъекта, направленных на раскрытие своих персональных данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные

• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные
, к
формализованному разрешению на определенное использование раскрываемых
субъектом данных.

В соответствии с новой статьей 10.1 Закона• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы о ПДн согласие на обработку
персональных данных• Государство » Законы и право » Правовая система России » Обработка персональных данных

• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Обработка персональных данных
, разрешенных для распространения (далее – «Согласие»),
оформляется отдельно и может быть предоставлено оператору непосредственно либо
с использованием информационной системы• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
Федеральной службы по надзору в сфере• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Роскомнадзор
связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – «РКН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Роскомнадзор»).

Разрешение на распространение персональных данных и отсутствие особых условий
обработки и запретов на обработку персональных данных• Государство » Законы и право » Правовая система России » Обработка персональных данных

• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Обработка персональных данных
должны явным образом
следовать из текста Согласия. Не позднее трех рабочих дней с момента получения
Согласия оператор обязан опубликовать информацию об условиях обработки и
наличии установленных субъектом запретов на обработку неограниченным кругом
лиц его персональных данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные

• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные
.

Изменения не имеют обратной силы и не обязывают операторов получать
(обновлять) согласия пользователей, чьи данные уже обрабатываются на момент
вступления Закона• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 519 в силу, однако с 1 марта 2021 года субъект
персональных данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные

• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные
вправе в любое время обратиться к любому лицу,
обрабатывающему его персональные данные• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные

• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные
без законных оснований, с требованием
прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) своих
персональных данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные

• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные
. Оператор обязан прекратить передачу таких персональных
данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные

• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные
в течение трех рабочих дней с момента получения соответствующего
требования субъекта, а если субъект обратился в суд• Дела судебные » Судебный процессто в срок, указанный во
вступившем в законную силу решении суда• Дела судебные » Судебный процесс (при отсутствии срока в решении суда• Дела судебные » Судебный процесс
в течение трех рабочих дней с момента вступления в силу решения суда• Дела судебные » Судебный процесс).

Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 519 не содержит явных правил соотношения норм новой ст. 10.1 и ч. 1
ст. 6 Закона• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы о ПДн в части возможных оснований для обработки персональных
данных• Государство » Законы и право » Правовая система России » Обработка персональных данных

• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Обработка персональных данных
, помимо Согласия. С учетом системного толкования норм представляется,
что ст. 10.1 в целом должна регулировать отношения, связанные с обработкой
таких персональных данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные

• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные
, доступ к которым предоставлен по воле субъекта, а
на персональные данные• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные

• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные
, которые могут подлежать распространению помимо воли
субъекта (например, в силу требования ФЗ об обязательном опубликовании
персональных данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные

• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные
), действие новых норм не распространяется.

В пользу этого говорит и указание в ст. 10.1 на то, что в случае раскрытия
персональных данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные

• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные
неопределенному кругу лиц самим субъектом без
предоставления Согласия, а также в случае если данные оказались раскрытыми по
независящим от субъекта обстоятельствам (правонарушение/форс-мажор),
обязанность предоставить доказательства законности последующего
распространения или иной обработки таких персональных данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные

• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные
лежит на каждом
лице, осуществившем их распространение или иную обработку.

2. Дополнительные обязанности социальных сетей

С 1 февраля 2021 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ
«Об информации, информационных технологиях и о• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » Об Информации, Информационных Технологиях и о Защите Информации защите информации» (далее –
«Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы об информации») в части регулирования социальных сетей (далее – «Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы
530»).

Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы530 устанавливает обязанности для владельцев социальных сетей,
неисполнение которых грозит штрафами до 8 млн рублей• Россия » Экономика России » Российский рубль

• Экономика » Экономика России » Российский рубль

• Экономика » Финансы » Платежные средства » Российский рубль

• История России » Монеты России » Российский рубль
, а также штрафами в 1/10
от совокупной выручки за год. Владельцем социальной сети Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы530 признает
следующий круг лиц: 1) владелец сайта; 2) владелец страницы сайта; 3) владелец
информационной системы• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
; 4) владелец программного обеспечения• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение

• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение
(далее – « ПО »).

На владельцев социальных сетей действие новых норм распространяется, если:

1) сайт, страница сайта в сети Интернет• Коммуникации » Интернет-коммуникации » Интернет сайты, информационная система• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
или ПО для ЭВМ
(далее – «Социальная сеть») предназначены и (или) используются пользователями
для предоставления и (или) распространения информации• Коммуникации » Интернет-коммуникации » Интернет-сообщество » Социальные сети » Блогосфера » Распространение информации в социальных сетях посредством созданных
ими персональных страниц;

2) распространение информации• Коммуникации » Интернет-коммуникации » Интернет-сообщество » Социальные сети » Блогосфера » Распространение информации в социальных сетях осуществляется на русском языке• Филология » Лингвистика » Русский язык, а также
государственных языках• Филология » Лингвистика » Списки языков » Список государственных языков

• Филология » Лингвистика » Социолингвистика » Список государственных языков
республик или иных языках народов РФ;

3) в Социальной сети может распространяться реклама, направленная на
привлечение внимания потребителей, проживающих на территории РФ• Россия;

4) ежесуточный доступ к Социальной сети составляет более 500 тыс.
пользователей, находящихся на территории РФ• Россия.

Реестр владельцев социальных сетей РКН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Роскомнадзор формирует самостоятельно по результатам
интернет-мониторинга• Информационные технологии » Мониторинг » Мониторинг интернет-сайтов. Информацию для идентификации владельцев социальных сетей
РКН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Роскомнадзор вправе потребовать от провайдеров хостинга и иных лиц, обеспечивающих
размещение Социальных сетей.

Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы530 возлагает на владельцев социальных сетей обширный перечень
обязанностей:

1 ) не допускать использования ресурса для совершения уголовно наказуемых
деяний и распространения определенных категорий информации (охраняемая законом• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы
тайна, экстремистские материалы• Политика » Экстремизм » Федеральный список экстремистских материалов, порнография• Эротика, порнография, формы сексуальной активности » Порнография, нецензурная брань, информация,
порочащая гражданина или отдельные категории граждан);

2) осуществлять мониторинг в целях выявления запрещенных материалов
частности, детской порнографии• Эротика, порнография, формы сексуальной активности » Порнография » Детская порнография, информации о производстве и употреблении
наркотиков• Дела судебные » Дела уголовные » Незаконный оборот наркотиков » Наркомания

• Медицина » Заболевания » Наркомания

• Общество » Социальные проблемы » Наркомания
, информации о призывах к массовым беспорядкам, экстремистской
деятельности• Политика » Экстремизм
, к участию в несогласованных публичных мероприятиях, фэйк-ньюс);

3) соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством• Государство » Законы и право » Законодательство о
выборах и референдумах; права и законные интересы граждан и организаций• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Роскомнадзор, в том
числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию
организаций• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Роскомнадзор;

4) размещать определенную контактную информацию, документ, устанавливающий
правила использования социальной сети, а также электронную форму для обращений
о распространяемой с нарушением закона• Государство » Законы и право » Уголовное право » Коррупция

• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Уголовное право » Коррупция

• Дела судебные » Дела уголовные » Коррупция
информации (требования к ней установит
РКН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Роскомнадзор) и отчет о результатах рассмотрения обращений;

5) информировать каждого пользователя о внесении изменений в правила
использования социальной сети в течение трех дней со дня внесения таких
изменений; о принятых мерах по ограничению доступа к его информации, а также
об основаниях для такого ограничения;

6) установить одну из предлагаемых РКН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Роскомнадзор программ для определения количества
пользователей.

3. Урегулирован выпуск и оборот цифровых• Информационные технологии » Цифровые технологии

• Технологии » Цифровые технологии

• Электроника » Цифровые технологии

• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право
финансовых активов• Экономика » Финансы » Финансовые активы

• Экономика » Финансы » Инвестиции » Финансовые активы
, определены
«криптовалюты• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта»

31 июля 2020 года Президентом РФ• Государство » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации

• Россия » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации

• Россия » Политика России » Президент Российской Федерации

• Политика » Политика России » Президент Российской Федерации
подписан• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка

• Экономика » Предпринимательство » Сделка
Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы «О цифровых• Информационные технологии » Цифровые технологии

• Технологии » Цифровые технологии

• Электроника » Цифровые технологии

• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право
финансовых
активах• Экономика » Финансы » Финансовые активы

• Экономика » Финансы » Инвестиции » Финансовые активы
, цифровой валюте• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законодательный акт

• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Юридическая техника » Законодательный акт

• Государство » Законы и право » Источники Права » Законодательный акт
Российской Федерации• Россия» № 259-ФЗ (далее – «Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259»), которым вводится
регулирование оборота цифровых• Информационные технологии » Цифровые технологии

• Технологии » Цифровые технологии

• Электроника » Цифровые технологии

• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право
финансовых активов• Экономика » Финансы » Финансовые активы

• Экономика » Финансы » Инвестиции » Финансовые активы
и определяется несколько
базовых понятий в отношении криптовалют• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта (цифровых валют• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта).

Россия• Россия постепенно складывает пазл под названием «регулирование рынка цифровых• Информационные технологии » Цифровые технологии

• Технологии » Цифровые технологии

• Электроника » Цифровые технологии

• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право

активов». Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259, появившийся в 2020 году, стал уже третьим специальным
законом• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы в этой сфере. Ранее, в 2019 году, появились первые два элемента пазла:
сначала был принят закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы, вводящий цифровые права• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право
в главу 6 ГК РФ• Государство » Законы и право » Правовая система России » Гражданское Право Рф » Гражданский кодекс Российской Федерации

• Государство » Законы и право » Правовая система России » Кодексы Российской Федерации » Гражданский кодекс Российской Федерации
, затем –
закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы о привлечении инвестиций• Россия » Экономика России » Инвестиции в России

• Экономика » Финансы » Инвестиции
с использованием инвестиционных• Россия » Экономика России » Инвестиции в России платформ• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровой рубль

• Технологии » Цифровые технологии » Цифровой рубль

• Электроника » Цифровые технологии » Цифровой рубль
(далее
– «Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы о краудфандинге»). Не хватает последнего крупного элемента
отдельного закона• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы, регулирующего выпуск и оборот криптовалют• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта, хотя перспектива
появления «цифрового» рубля• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровой рубль

• Технологии » Цифровые технологии » Цифровой рубль

• Электроника » Цифровые технологии » Цифровой рубль
становится все более реальной.

Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259 не только определил виды цифровых• Информационные технологии » Цифровые технологии

• Технологии » Цифровые технологии

• Электроника » Цифровые технологии

• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право
финансовых активов• Экономика » Финансы » Финансовые активы

• Экономика » Финансы » Инвестиции » Финансовые активы
(далее –
«ЦФА»), но и ввел систему регулирования их выпуска и оборота, попутно изменив
законодательство• Государство » Законы и право » Законопроекты
об акционерных обществах• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » Закон "Об Акционерных Обществах", о рынке ценных бумаг• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » Закон "О Рынке Ценных Бумаг", о рекламе• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » Закон "О Рекламе", о
противодействии отмыванию преступных доходов и коррупции• Государство » Законы и право » Уголовное право » Коррупция

• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Уголовное право » Коррупция

• Дела судебные » Дела уголовные » Коррупция
и ряд других законов• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы.
Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259 нацелен на формирование нового рынка финансирования, более гибкого
и легкого по части регуляторных требований, чем рынок ценных бумаг• Экономика » Финансы » Финансовый рынок » Рынок ценных бумаг.

Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259 определяет ЦФА как разновидность предусмотренных ст. 141.1 ГК РФ• Государство » Законы и право » Правовая система России » Гражданское Право Рф » Гражданский кодекс Российской Федерации

• Государство » Законы и право » Правовая система России » Кодексы Российской Федерации » Гражданский кодекс Российской Федерации

цифровых прав• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право
, которые включают денежные требования, возможность осуществления
прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного АО и
права требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, предусмотренных решением о
выпуске ЦФА.

Выпуск и рекламирование ЦФА обусловлены размещением в сети Интернет решения о
выпуске, соответствующего требованиям Закона• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259 и ЦБ РФ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ.

Подчеркнем, что ЦФА не изолированы от утилитарных цифровых прав• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право
и рынка ценных
бумаг• Экономика » Финансы » Финансовый рынок » Рынок ценных бумаг
. Допускается выпуск гибридных цифровых прав• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право
, удостоверяющих одновременно
права, названные в Законе• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259, права, предусмотренные для утилитарных
цифровых прав• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право
Законом• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы о краудфандинге, и иные права. Также возможен выпуск
ЦФА, базовым активом• Экономика » Финансы » Производный финансовый инструмент » Базовый актив которых являются классические ценные бумаги• Экономика » Финансы » Финансовый рынок » Рынок ценных бумаг » Ценные бумаги, и ЦФА,
позволяющих реализовывать права по таким бумагам.

Выпуск ЦФА возможен только в информационной системе• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
, правила которой
согласованы с ЦБ РФ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ на предмет соответствия Закону• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259 (далее –
«Информационная система• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
»). Все транзакции с ЦФА, включая обращение,
обременение и погашение, могут осуществляться только в той информационной
системе• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
, в которой они были выпущены, и в соответствии с ее правилами (в
исключительном случае возможен перенос данных в другую систему). Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259
допускает использование Информационных систем• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
, основанных не только на
распределенном реестре (блокчейне).

Оператором Информационной системы• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
(далее – «Оператор») может быть только
внесенное в реестр ЦБ РФ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ российское• Россия юридическое лицо, и это лицо обеспечивает
функционирование системы в соответствии с ее правилами, которые утверждаются
ЦБ РФ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ. Должностные лица и состав участников Оператора должны отвечать
требованиям Закона• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259. На Операторе среди прочего лежит ответственность за
сбои функционирования Информационной системы• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
, утрату информации, невыполнение
правил Информационной системы• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
, введение пользователей Информационной системы• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
в
заблуждение относительно ее функционирования.

Оборот ЦФА должен проводиться либо через Оператора соответствующей
Информационной системы• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
, если эта функция предусмотрена в ее правилах, либо
через оператора обмена цифровых• Информационные технологии » Цифровые технологии

• Технологии » Цифровые технологии

• Электроника » Цифровые технологии

• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право

• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право
финансовых активов• Экономика » Финансы » Финансовые активы

• Экономика » Финансы » Инвестиции » Финансовые активы
(далее – «Оператор
обмена»), роль которого сходна с ролью организатора торгов. Оператором обмена
также может выступать только российское• Россия юридическое лицо, включенное в реестр
ЦБ РФ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ. Для Оператора обмена установлены дополнительные требования по размеру
уставного капитала• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка

• Экономика » Предпринимательство » Сделка
и чистых активов• Экономика » Предпринимательство » Корпоративное управление, а также ограничения на участие компаний
из офшорных юрисдикций• Экономика » Мировая экономика » Международная торговля » Офшор » Офшорные Юрисдикции

• Экономика » Международная торговля » Офшор » Офшорные Юрисдикции

• Экономика » Предпринимательство » Особая экономическая зона » Офшор » Офшорные Юрисдикции

• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международная торговля » Офшор » Офшорные Юрисдикции

• Торговля » Международная торговля » Офшор » Офшорные Юрисдикции
.

Сделки• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка

• Экономика » Предпринимательство » Сделка
с ЦФА, заключающиеся через Оператора обмена, должны производиться
только в соответствии с правилами обмена, которые должны соответствовать
целому ряду требований и подлежат утверждению ЦБ РФ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ. Следует отметить, что
положения Закона• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259 распространяются и на оборот в России• Россия ЦФА, выпущенных в
иностранных информационных системах• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
, хотя специальные правила регулирования
таких операций пока не установлены.

ЦФА могут приобретаться любыми лицами, но Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259 предоставил ЦБ РФ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ
полномочие устанавливать ограничения на покупку ЦФА неквалифицированными
инвесторами. Так, с начала 2021 года неквалифицированные инвесторы не могут
приобретать иностранные ЦФА, ЦФА, которые позволяют реализовывать права по
ценным бумагам• Экономика » Финансы » Финансовый рынок » Рынок ценных бумаг » Ценные бумаги, которые могут приобретаться только квалифицированными
инвесторами
, ЦФА без указания предельного срока исполнения удостоверяемых
обязательств. Неквалифицированным инвесторам также не разрешено приобретать
ЦФА (за некоторыми специально оговоренными исключениями) на сумму выше 600 000
рублей• Россия » Экономика России » Российский рубль

• Экономика » Экономика России » Российский рубль

• Экономика » Финансы » Платежные средства » Российский рубль

• История России » Монеты России » Российский рубль
в год. Cтатус квалифицированного инвестора определяется в соответствии
с критериями, предусмотренными законодательством• Государство » Законы и право » Законодательство о рынке ценных бумаг• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » Закон "О Рынке Ценных Бумаг".

В отношении криптовалют• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259 содержит всего несколько норм. Цифровые
валюты• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта
признаются имуществом, им дается легальное определение. В частности,
«цифровой валютой• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта» считается совокупность электронных данных в Информационной
системе• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
, которые предлагаются в качестве средства платежа, не являющегося
денежной единицей РФ• Россия, денежной единицей иностранного государства,
международной денежной или расчетной единицей, или в качестве инвестиций• Россия » Экономика России » Инвестиции в России

• Экономика » Финансы » Инвестиции
, и в
отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед обладателем таких
электронных данных, за исключением Оператора и (или) узлов Информационной
системы• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих
данных и осуществления в их отношении действий по внесению записей в такую
Информационную систему• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
согласно ее правилам. Определено еще несколько
терминов, связанных с цифровыми валютами• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта, но предусмотрено, что отношения,
возникающие при выпуске, организации• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Роскомнадзор выпуска, учете и обращении цифровых
валют• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта
, должны быть урегулированы отдельным законом• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы.

Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259 запрещает российским• Россия лицам и российским• Россия филиалам
(представительствам) иностранных компаний принимать цифровую валюту• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта в качестве
встречного предоставления (оплаты) за товары, работы и услуги. Более того,
устанавливается запрет распространять информацию о приеме (предложении)
цифровой валюты• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта в качестве встречного предоставления в России• Россия.

(Продолжение следует)

Виктор Наумов,

Управляющий партнер санкт-петербургского офиса Dentons,

руководитель российской• Россия практики в области ИС, ИТ и телекоммуникаций,
соруководитель европейской практики в области регулирования Интернета и
технологий

Dentons Право

Журнал: Журнал IT-News , Подписка на журналы• Транспорт и связь » Связь (оквэд) » Почтовая и курьерская деятельность » Деятельность Национальной Почты » Деятельность Почтовой связи Общего Пользования » Прочая Деятельность Почтовой связи

============= Итог: 52,0324 ; Государство#Законы и право#Правовая система России#Нормативные акты #Федеральные законы РФ#Законопроекты 16,3162 ; Государство#Законы и право#Правовая система России#Нормативные акты #Федеральные законы РФ#Защита персональных данных #Обработка персональных данных 15,2162 ; Государство#Законы и право#Правовая система России#Нормативные акты #Федеральные законы РФ #Об Информации, Информационных Технологиях и о Защите Информации 14,3162 ; Государство#Законы и право#Правовая система России#Нормативные акты #Федеральные законы РФ#Закон "О Рынке Ценных Бумаг" 14,0162 ; Государство#Законы и право#Правовая система России#Нормативные акты #Федеральные законы РФ#Закон "О Рекламе" 14,0162 ; Государство#Законы и право#Правовая система России#Нормативные акты #Федеральные законы РФ#Закон "Об Акционерных Обществах" 12,4547 ; Государство#Законы и право#Законопроекты#Федеральные законы РФ 10,9273 ; Государство#Законы и право#Уголовное право#Коррупция 10,7012 ; Государство#Законы и право#Теория государства и права#Правовые акты#Законы 8,8773 ; Государство#Законы и право#Права человека#Персональные данные#Роскомнадзор 6,6162 ; Государство#Законы и право#Правовая система России#Нормативные акты #Федеральные законы РФ #О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" 6,5148 ; Государство#Законы и право#Правовая система России #Обработка персональных данных#Защита персональных данных 4,7273 ; Государство#Законы и право#Гражданское право#Сделка 3,9023 ; Государство#Законы и право#Теория государства и права #Государственная услуга 3,7773 ; Государство#Законы и право#Законодательство#Законодательная инициатива 3,2773 ; Государство#Законы и право#Источники Права#Законодательный акт 3,2074 ; Государство#Законы и право#Правовая система России#Гражданское Право Рф #Гражданский кодекс Российской Федерации 10,9187 ; Информационные технологии#Цифровые технологии #Национальный проект "Цифровая экономика" 10,9187 ; Информационные технологии#Цифровые технологии#Информационное общество 7,1594 ; Информационные технологии#Цифровые технологии#Цифровое право 5,5594 ; Информационные технологии#Цифровые технологии#Цифровой рубль 4,7055 ; Информационные технологии#Информатика#Программирование #Программное обеспечение#Информационные системы 6,9062 ; Экономика#Финансы#Платежные средства#Платежные системы интернета #Криптовалюта 5,7375 ; Экономика#Финансы#Инвестиции#Финансовые активы 5,3125 ; Экономика#Финансы#Платежные средства#Российский рубль#Центральный банк РФ 3,4125 ; Дела судебные#Судебный процесс 5,3441 ; Коммуникации#Интернет-коммуникации#Интернет-сообщество#Социальные сети #Блогосфера#Распространение информации в социальных сетях 5,1031 ; Коммуникации#Интернет-коммуникации#Интернет сайты 9,0344 ; Россия#Экономика России#Инвестиции в России 7,2344 ; Россия#Экономика России#Российский рубль#Центральный банк РФ 6,4688 ; Россия#Граждане России 4,5172 ; Россия#Политика России#Приоритетные национальные проекты #Национальный проект "Цифровая экономика"#Цифровые технологии 4,2344 ; Россия#Политика России#Президент Российской Федерации

============= Объекты: законы Гражданский кодекс Российской Федерации Закон "О Рекламе" Закон "О Рынке Ценных Бумаг" Закон "Об Акционерных Обществах" Защита персональных данных О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" Об Информации, Информационных Технологиях и о Защите Информации оквэд Прочая Деятельность Почтовой связи организации Роскомнадзор Центральный банк РФ Россия соц_роль Президент Российской Федерации указы Информационное общество

============= Географические объекты: 1 55.755555556,37.617500000 Россия

============= Связи: Законопроекты # ассоциации # Федеральные законы РФ Защита персональных данных # ассоциации # Обработка персональных данных Информационное общество # ассоциации # Цифровые технологии Роскомнадзор # ассоциации # Персональные данные Центральный банк РФ # ассоциации # Российский рубль Цифровые технологии # ассоциации # Национальный проект "Цифровая экономика"


Copyright © 2007-2021 ООО «RelTeam»