Топ-
10 изменений
в IT-
законодательстве• Государство » Законы и право » Законодательство 2020 года
Топ-10 изменений в IT-законодательстве• Государство » Законы и право » Законодательство 2020 года
Виктор Наумов | 07.04.2021
Итоги развития законодательства• Государство » Законы и право » Законодательство в 2010 – 2020 гг.
Период с 2010 по 2020 год можно по праву назвать десятилетием становления и
развития законодательства• Государство » Законы и право » Законодательство в сфере информационных технологий. Мы выделили три
ключевых законодательных тренда, которые, на наш взгляд, не потеряют
актуальности и в ближайшем будущем.
Информационный суверенитет
В начале 2010-х деятельность в сети Интернет не считалась сферой, нуждающейся
в особом регулировании. Переломным моментом можно назвать 2012 год, когда
появились первые основания для блокировки информационных ресурсов. Следствием
усиления контроля за информацией, распространяемой в сети Интернет, стало
появление новых участников информационных отношений. На них был возложен
широкий круг обязанностей – от модерации контента до идентификации
пользователей, а на некоторых в том числе и обязанность соответствовать
требованиям в части иностранного контроля.
Тренд, связанный с усилением контроля за распространяемой информацией,
характеризуется принятием триады законодательных актов: 1) так называемого
«закона Яровой• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму"», который обязал операторов связи и организаторов
распространения информации• Коммуникации » Интернет-коммуникации » Интернет-сообщество » Социальные сети » Блогосфера » Распространение информации в социальных сетях длительное время хранить определенные данные о
коммуникации пользователей; 2) закона• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы о «суверенном Интернете», который в ряде
случаев позволит осуществлять прямой контроль над информационным
пространством; 3) закона• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы о безопасности критической информационной
инфраструктуры.
Еще одним серьезным изменением в сфере обеспечения информационного
суверенитета России• Россия стало введение ограничений на хранение определенных данных
на зарубежных серверах. В законодательство• Государство » Законы и право » Законодательство о персональных данных• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » Защита персональных данных были внесены
поправки• Государство » Законы и право » Законопроекты о «локализации» персональных данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные
• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные российских граждан• Россия » Граждане России на территории
РФ• Россия. Данная мера впоследствии нашла свое развитие в «законе Яровой• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму"». С учетом
того, что идея локализации отдельных категорий данных в России• Россия закреплена в
качестве принципа в Стратегии развития информационного общества• Государство » Государственное устройство России » Государственные программы России » Информационное общество
• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ » Информационное общество
• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Минкомсвязь России » Информационное общество
• Россия » Государственное устройство России » Государственные программы России » Информационное общество
• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Минкомсвязь России » Информационное общество
• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ » Информационное общество
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ми » Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ » Информационное общество
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ми » Минкомсвязь России » Информационное общество
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ » Министерства России » Минкомсвязь России » Информационное общество
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ » Министерства России » Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ » Информационное общество в РФ• Россия на
2017–2030 годы (далее – «Стратегия»), существует вероятность, что ограничения
по территории хранения тех или иных данных будут внедряться в законодательство• Государство » Законы и право » Законодательство
и в будущем.
Важным трендом десятилетия также является детализация административных
составов и существенное величение сумм штрафов за нарушение информационного
законодательства• Государство » Законы и право » Законодательство.
Курс на импортозамещение
В середине 2010-х Россия• Россия взяла курс на импортозамещение в сфере ИТ. Был принят
ряд поправок• Государство » Законы и право » Законопроекты, направленных на ограничение использования иностранного
программного обеспечения• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение
• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение и стимулирование использования программ российского• Россия
производства. Изначально эти меры в основном касались ограничения допуска
иностранного ПО к участию в государственных и муниципальных закупках. Для
учета российских• Россия программ был создан единый реестр российских• Россия программ для ЭВМ
и баз данных (сокращенно также «единый реестр российского ПО• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Российское Программное Обеспечение
• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Российское Программное Обеспечение
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Российское Программное Обеспечение»), который в 2015
году насчитывал более 2500 наименований, а на конец 2020-го – уже около 9000
наименований. Требование об импортозамещении было распространено и на
встроенное программное обеспечение• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение
• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение, которое предоставляется в том числе
потребителям.
Цифровизация• Информационные технологии » Цифровые технологии
• Технологии » Цифровые технологии
• Электроника » Цифровые технологии
Формирование в России• Россия цифровой экономики• Россия » Политика России » Приоритетные национальные проекты » Национальный проект "Цифровая экономика"
• Информационные технологии » Цифровые технологии
• Технологии » Цифровые технологии
• Электроника » Цифровые технологии – одна из ключевых целей,
определенных в Стратегии. Основные законодательные инициативы• Государство » Законы и право » Законодательство » Законодательная инициатива в этой сфере
направлены на снятие нормативных барьеров, разработку технически нейтрального
законодательства• Государство » Законы и право » Законодательство и цифровизацию правоотношений, традиционно складывающихся
исключительно в офлайн-среде. В последние годы были приняты различные
законодательные изменения, цель которых – обеспечение перехода к цифровым• Информационные технологии » Цифровые технологии
• Технологии » Цифровые технологии
• Электроника » Цифровые технологии
• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право
государственным услугам• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Государственная услуга и электронному взаимодействию с судами и нотариусами,
развитие электронной коммерции, телемедицины и цифровизация• Информационные технологии » Цифровые технологии
• Технологии » Цифровые технологии
• Электроника » Цифровые технологии промышленности.
ТОП-10 изменений в ИТ-законодательстве• Государство » Законы и право » Законодательство 2020 года
1. Изменения в правилах обработки общедоступных персональных данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные
• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные
С 1 марта 2021 года вступили в силу изменения, внесенные в ФЗ «О персональных
данных• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » Защита персональных данных» (далее – «Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы о ПДн») в части обработки персональных данных• Государство » Законы и право » Правовая система России » Обработка персональных данных
• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Обработка персональных данных,
подлежащих распространению (далее – «Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 519»).
Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 519 вводит новый термин «персональные данные• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные
• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные, разрешенные субъектом
ПДн для распространения» – это данные, к которым субъект предоставил доступ
неограниченного круга лиц путем дачи специального согласия. Одновременно
утрачивает силу положение п. 10• Техника » Электротехника » Радиотехника » Радиолокация » Радиолокационная станция » Радиолокационные Станции Рф » П-10 (радиолокационная станция) ч. 1 ст. 6 Закона• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы о ПДн, представляющее собой
самостоятельное основание для обработки персональных данных• Государство » Законы и право » Правовая система России » Обработка персональных данных
• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Обработка персональных данных, сделанных
субъектом общедоступными. Таким образом, осуществлен переход от фактических
действий субъекта, направленных на раскрытие своих персональных данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные
• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные, к
формализованному разрешению на определенное использование раскрываемых
субъектом данных.
В соответствии с новой статьей 10.1 Закона• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы о ПДн согласие на обработку
персональных данных• Государство » Законы и право » Правовая система России » Обработка персональных данных
• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Обработка персональных данных, разрешенных для распространения (далее – «Согласие»),
оформляется отдельно и может быть предоставлено оператору непосредственно либо
с использованием информационной системы• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы Федеральной службы по надзору в сфере• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Роскомнадзор
связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – «РКН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Роскомнадзор»).
Разрешение на распространение персональных данных и отсутствие особых условий
обработки и запретов на обработку персональных данных• Государство » Законы и право » Правовая система России » Обработка персональных данных
• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Обработка персональных данных должны явным образом
следовать из текста Согласия. Не позднее трех рабочих дней с момента получения
Согласия оператор обязан опубликовать информацию об условиях обработки и
наличии установленных субъектом запретов на обработку неограниченным кругом
лиц его персональных данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные
• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные.
Изменения не имеют обратной силы и не обязывают операторов получать
(обновлять) согласия пользователей, чьи данные уже обрабатываются на момент
вступления Закона• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 519 в силу, однако с 1 марта 2021 года субъект
персональных данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные
• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные вправе в любое время обратиться к любому лицу,
обрабатывающему его персональные данные• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные
• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные без законных оснований, с требованием
прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) своих
персональных данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные
• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные. Оператор обязан прекратить передачу таких персональных
данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные
• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные в течение трех рабочих дней с момента получения соответствующего
требования субъекта, а если субъект обратился в суд• Дела судебные » Судебный процесс – то в срок, указанный во
вступившем в законную силу решении суда• Дела судебные » Судебный процесс (при отсутствии срока в решении суда• Дела судебные » Судебный процесс –
в течение трех рабочих дней с момента вступления в силу решения суда• Дела судебные » Судебный процесс).
Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 519 не содержит явных правил соотношения норм новой ст. 10.1 и ч. 1
ст. 6 Закона• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы о ПДн в части возможных оснований для обработки персональных
данных• Государство » Законы и право » Правовая система России » Обработка персональных данных
• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Обработка персональных данных, помимо Согласия. С учетом системного толкования норм представляется,
что ст. 10.1 в целом должна регулировать отношения, связанные с обработкой
таких персональных данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные
• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные, доступ к которым предоставлен по воле субъекта, а
на персональные данные• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные
• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные, которые могут подлежать распространению помимо воли
субъекта (например, в силу требования ФЗ об обязательном опубликовании
персональных данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные
• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные), действие новых норм не распространяется.
В пользу этого говорит и указание в ст. 10.1 на то, что в случае раскрытия
персональных данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные
• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные неопределенному кругу лиц самим субъектом без
предоставления Согласия, а также в случае если данные оказались раскрытыми по
независящим от субъекта обстоятельствам (правонарушение/форс-мажор),
обязанность предоставить доказательства законности последующего
распространения или иной обработки таких персональных данных• Государство » Законы и право » Права человека » Персональные данные
• Информационные технологии » Информатика » Защита информации » Информационная безопасность » Персональные данные лежит на каждом
лице, осуществившем их распространение или иную обработку.
2. Дополнительные обязанности социальных сетей
С 1 февраля 2021 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ
«Об информации, информационных технологиях и о• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » Об Информации, Информационных Технологиях и о Защите Информации защите информации» (далее –
«Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы об информации») в части регулирования социальных сетей (далее – «Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы
№ 530»).
Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 530 устанавливает обязанности для владельцев социальных сетей,
неисполнение которых грозит штрафами до 8 млн рублей• Россия » Экономика России » Российский рубль
• Экономика » Экономика России » Российский рубль
• Экономика » Финансы » Платежные средства » Российский рубль
• История России » Монеты России » Российский рубль, а также штрафами в 1/10
от совокупной выручки за год. Владельцем социальной сети Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 530 признает
следующий круг лиц: 1) владелец сайта; 2) владелец страницы сайта; 3) владелец
информационной системы• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы; 4) владелец программного обеспечения• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение
• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение (далее – « ПО »).
На владельцев социальных сетей действие новых норм распространяется, если:
1) сайт, страница сайта в сети Интернет• Коммуникации » Интернет-коммуникации » Интернет сайты, информационная система• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы или ПО для ЭВМ
(далее – «Социальная сеть») предназначены и (или) используются пользователями
для предоставления и (или) распространения информации• Коммуникации » Интернет-коммуникации » Интернет-сообщество » Социальные сети » Блогосфера » Распространение информации в социальных сетях посредством созданных
ими персональных страниц;
2) распространение информации• Коммуникации » Интернет-коммуникации » Интернет-сообщество » Социальные сети » Блогосфера » Распространение информации в социальных сетях осуществляется на русском языке• Филология » Лингвистика » Русский язык, а также
государственных языках• Филология » Лингвистика » Списки языков » Список государственных языков
• Филология » Лингвистика » Социолингвистика » Список государственных языков республик или иных языках народов РФ;
3) в Социальной сети может распространяться реклама, направленная на
привлечение внимания потребителей, проживающих на территории РФ• Россия;
4) ежесуточный доступ к Социальной сети составляет более 500 тыс.
пользователей, находящихся на территории РФ• Россия.
Реестр владельцев социальных сетей РКН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Роскомнадзор формирует самостоятельно по результатам
интернет-мониторинга• Информационные технологии » Мониторинг » Мониторинг интернет-сайтов. Информацию для идентификации владельцев социальных сетей
РКН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Роскомнадзор вправе потребовать от провайдеров хостинга и иных лиц, обеспечивающих
размещение Социальных сетей.
Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 530 возлагает на владельцев социальных сетей обширный перечень
обязанностей:
1 ) не допускать использования ресурса для совершения уголовно наказуемых
деяний и распространения определенных категорий информации (охраняемая законом• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы
тайна, экстремистские материалы• Политика » Экстремизм » Федеральный список экстремистских материалов, порнография• Эротика, порнография, формы сексуальной активности » Порнография, нецензурная брань, информация,
порочащая гражданина или отдельные категории граждан);
2) осуществлять мониторинг в целях выявления запрещенных материалов (в
частности, детской порнографии• Эротика, порнография, формы сексуальной активности » Порнография » Детская порнография, информации о производстве и употреблении
наркотиков• Дела судебные » Дела уголовные » Незаконный оборот наркотиков » Наркомания
• Медицина » Заболевания » Наркомания
• Общество » Социальные проблемы » Наркомания, информации о призывах к массовым беспорядкам, экстремистской
деятельности• Политика » Экстремизм, к участию в несогласованных публичных мероприятиях, фэйк-ньюс);
3) соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством• Государство » Законы и право » Законодательство о
выборах и референдумах; права и законные интересы граждан и организаций• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Роскомнадзор, в том
числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию
организаций• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Роскомнадзор;
4) размещать определенную контактную информацию, документ, устанавливающий
правила использования социальной сети, а также электронную форму для обращений
о распространяемой с нарушением закона• Государство » Законы и право » Уголовное право » Коррупция
• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Уголовное право » Коррупция
• Дела судебные » Дела уголовные » Коррупция информации (требования к ней установит
РКН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Роскомнадзор) и отчет о результатах рассмотрения обращений;
5) информировать каждого пользователя о внесении изменений в правила
использования социальной сети в течение трех дней со дня внесения таких
изменений; о принятых мерах по ограничению доступа к его информации, а также
об основаниях для такого ограничения;
6) установить одну из предлагаемых РКН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Роскомнадзор программ для определения количества
пользователей.
3. Урегулирован выпуск и оборот цифровых• Информационные технологии » Цифровые технологии
• Технологии » Цифровые технологии
• Электроника » Цифровые технологии
• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право финансовых активов• Экономика » Финансы » Финансовые активы
• Экономика » Финансы » Инвестиции » Финансовые активы, определены
«криптовалюты• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта»
31 июля 2020 года Президентом РФ• Государство » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Россия » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Россия » Политика России » Президент Российской Федерации
• Политика » Политика России » Президент Российской Федерации подписан• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка
• Экономика » Предпринимательство » Сделка Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы «О цифровых• Информационные технологии » Цифровые технологии
• Технологии » Цифровые технологии
• Электроника » Цифровые технологии
• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право финансовых
активах• Экономика » Финансы » Финансовые активы
• Экономика » Финансы » Инвестиции » Финансовые активы, цифровой валюте• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законодательный акт
• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Юридическая техника » Законодательный акт
• Государство » Законы и право » Источники Права » Законодательный акт Российской Федерации• Россия» № 259-ФЗ (далее – «Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259»), которым вводится
регулирование оборота цифровых• Информационные технологии » Цифровые технологии
• Технологии » Цифровые технологии
• Электроника » Цифровые технологии
• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право финансовых активов• Экономика » Финансы » Финансовые активы
• Экономика » Финансы » Инвестиции » Финансовые активы и определяется несколько
базовых понятий в отношении криптовалют• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта (цифровых валют• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта).
Россия• Россия постепенно складывает пазл под названием «регулирование рынка цифровых• Информационные технологии » Цифровые технологии
• Технологии » Цифровые технологии
• Электроника » Цифровые технологии
• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право
активов». Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259, появившийся в 2020 году, стал уже третьим специальным
законом• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы в этой сфере. Ранее, в 2019 году, появились первые два элемента пазла:
сначала был принят закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы, вводящий цифровые права• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право в главу 6 ГК РФ• Государство » Законы и право » Правовая система России » Гражданское Право Рф » Гражданский кодекс Российской Федерации
• Государство » Законы и право » Правовая система России » Кодексы Российской Федерации » Гражданский кодекс Российской Федерации, затем –
закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы о привлечении инвестиций• Россия » Экономика России » Инвестиции в России
• Экономика » Финансы » Инвестиции с использованием инвестиционных• Россия » Экономика России » Инвестиции в России платформ• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровой рубль
• Технологии » Цифровые технологии » Цифровой рубль
• Электроника » Цифровые технологии » Цифровой рубль (далее
– «Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы о краудфандинге»). Не хватает последнего крупного элемента –
отдельного закона• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы, регулирующего выпуск и оборот криптовалют• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта, хотя перспектива
появления «цифрового» рубля• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровой рубль
• Технологии » Цифровые технологии » Цифровой рубль
• Электроника » Цифровые технологии » Цифровой рубль становится все более реальной.
Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259 не только определил виды цифровых• Информационные технологии » Цифровые технологии
• Технологии » Цифровые технологии
• Электроника » Цифровые технологии
• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право финансовых активов• Экономика » Финансы » Финансовые активы
• Экономика » Финансы » Инвестиции » Финансовые активы (далее –
«ЦФА»), но и ввел систему регулирования их выпуска и оборота, попутно изменив
законодательство• Государство » Законы и право » Законопроекты об акционерных обществах• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » Закон "Об Акционерных Обществах", о рынке ценных бумаг• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » Закон "О Рынке Ценных Бумаг", о рекламе• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » Закон "О Рекламе", о
противодействии отмыванию преступных доходов и коррупции• Государство » Законы и право » Уголовное право » Коррупция
• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Уголовное право » Коррупция
• Дела судебные » Дела уголовные » Коррупция и ряд других законов• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы.
Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259 нацелен на формирование нового рынка финансирования, более гибкого
и легкого по части регуляторных требований, чем рынок ценных бумаг• Экономика » Финансы » Финансовый рынок » Рынок ценных бумаг.
Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259 определяет ЦФА как разновидность предусмотренных ст. 141.1 ГК РФ• Государство » Законы и право » Правовая система России » Гражданское Право Рф » Гражданский кодекс Российской Федерации
• Государство » Законы и право » Правовая система России » Кодексы Российской Федерации » Гражданский кодекс Российской Федерации
цифровых прав• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право, которые включают денежные требования, возможность осуществления
прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного АО и
права требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, предусмотренных решением о
выпуске ЦФА.
Выпуск и рекламирование ЦФА обусловлены размещением в сети Интернет решения о
выпуске, соответствующего требованиям Закона• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259 и ЦБ РФ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ.
Подчеркнем, что ЦФА не изолированы от утилитарных цифровых прав• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право и рынка ценных
бумаг• Экономика » Финансы » Финансовый рынок » Рынок ценных бумаг. Допускается выпуск гибридных цифровых прав• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право, удостоверяющих одновременно
права, названные в Законе• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259, права, предусмотренные для утилитарных
цифровых прав• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право Законом• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы о краудфандинге, и иные права. Также возможен выпуск
ЦФА, базовым активом• Экономика » Финансы » Производный финансовый инструмент » Базовый актив которых являются классические ценные бумаги• Экономика » Финансы » Финансовый рынок » Рынок ценных бумаг » Ценные бумаги, и ЦФА,
позволяющих реализовывать права по таким бумагам.
Выпуск ЦФА возможен только в информационной системе• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы, правила которой
согласованы с ЦБ РФ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ на предмет соответствия Закону• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259 (далее –
«Информационная система• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы»). Все транзакции с ЦФА, включая обращение,
обременение и погашение, могут осуществляться только в той информационной
системе• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы, в которой они были выпущены, и в соответствии с ее правилами (в
исключительном случае возможен перенос данных в другую систему). Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259
допускает использование Информационных систем• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы, основанных не только на
распределенном реестре (блокчейне).
Оператором Информационной системы• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы (далее – «Оператор») может быть только
внесенное в реестр ЦБ РФ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ российское• Россия юридическое лицо, и это лицо обеспечивает
функционирование системы в соответствии с ее правилами, которые утверждаются
ЦБ РФ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ. Должностные лица и состав участников Оператора должны отвечать
требованиям Закона• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259. На Операторе среди прочего лежит ответственность за
сбои функционирования Информационной системы• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы, утрату информации, невыполнение
правил Информационной системы• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы, введение пользователей Информационной системы• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы в
заблуждение относительно ее функционирования.
Оборот ЦФА должен проводиться либо через Оператора соответствующей
Информационной системы• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы, если эта функция предусмотрена в ее правилах, либо
через оператора обмена цифровых• Информационные технологии » Цифровые технологии
• Технологии » Цифровые технологии
• Электроника » Цифровые технологии
• Информационные технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Технологии » Цифровые технологии » Цифровое право
• Электроника » Цифровые технологии » Цифровое право финансовых активов• Экономика » Финансы » Финансовые активы
• Экономика » Финансы » Инвестиции » Финансовые активы (далее – «Оператор
обмена»), роль которого сходна с ролью организатора торгов. Оператором обмена
также может выступать только российское• Россия юридическое лицо, включенное в реестр
ЦБ РФ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ. Для Оператора обмена установлены дополнительные требования по размеру
уставного капитала• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка
• Экономика » Предпринимательство » Сделка и чистых активов• Экономика » Предпринимательство » Корпоративное управление, а также ограничения на участие компаний
из офшорных юрисдикций• Экономика » Мировая экономика » Международная торговля » Офшор » Офшорные Юрисдикции
• Экономика » Международная торговля » Офшор » Офшорные Юрисдикции
• Экономика » Предпринимательство » Особая экономическая зона » Офшор » Офшорные Юрисдикции
• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международная торговля » Офшор » Офшорные Юрисдикции
• Торговля » Международная торговля » Офшор » Офшорные Юрисдикции.
Сделки• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка
• Экономика » Предпринимательство » Сделка с ЦФА, заключающиеся через Оператора обмена, должны производиться
только в соответствии с правилами обмена, которые должны соответствовать
целому ряду требований и подлежат утверждению ЦБ РФ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ. Следует отметить, что
положения Закона• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259 распространяются и на оборот в России• Россия ЦФА, выпущенных в
иностранных информационных системах• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы, хотя специальные правила регулирования
таких операций пока не установлены.
ЦФА могут приобретаться любыми лицами, но Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259 предоставил ЦБ РФ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ
полномочие устанавливать ограничения на покупку ЦФА неквалифицированными
инвесторами. Так, с начала 2021 года неквалифицированные инвесторы не могут
приобретать иностранные ЦФА, ЦФА, которые позволяют реализовывать права по
ценным бумагам• Экономика » Финансы » Финансовый рынок » Рынок ценных бумаг » Ценные бумаги, которые могут приобретаться только квалифицированными
инвесторами, ЦФА без указания предельного срока исполнения удостоверяемых
обязательств. Неквалифицированным инвесторам также не разрешено приобретать
ЦФА (за некоторыми специально оговоренными исключениями) на сумму выше 600 000
рублей• Россия » Экономика России » Российский рубль
• Экономика » Экономика России » Российский рубль
• Экономика » Финансы » Платежные средства » Российский рубль
• История России » Монеты России » Российский рубль в год. Cтатус квалифицированного инвестора определяется в соответствии
с критериями, предусмотренными законодательством• Государство » Законы и право » Законодательство о рынке ценных бумаг• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » Закон "О Рынке Ценных Бумаг".
В отношении криптовалют• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259 содержит всего несколько норм. Цифровые
валюты• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта признаются имуществом, им дается легальное определение. В частности,
«цифровой валютой• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта» считается совокупность электронных данных в Информационной
системе• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы, которые предлагаются в качестве средства платежа, не являющегося
денежной единицей РФ• Россия, денежной единицей иностранного государства,
международной денежной или расчетной единицей, или в качестве инвестиций• Россия » Экономика России » Инвестиции в России
• Экономика » Финансы » Инвестиции, и в
отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед обладателем таких
электронных данных, за исключением Оператора и (или) узлов Информационной
системы• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих
данных и осуществления в их отношении действий по внесению записей в такую
Информационную систему• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Программное обеспечение » Информационные системы согласно ее правилам. Определено еще несколько
терминов, связанных с цифровыми валютами• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта, но предусмотрено, что отношения,
возникающие при выпуске, организации• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Роскомнадзор выпуска, учете и обращении цифровых
валют• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта, должны быть урегулированы отдельным законом• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы.
Закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы № 259 запрещает российским• Россия лицам и российским• Россия филиалам
(представительствам) иностранных компаний принимать цифровую валюту• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта в качестве
встречного предоставления (оплаты) за товары, работы и услуги. Более того,
устанавливается запрет распространять информацию о приеме (предложении)
цифровой валюты• Экономика » Финансы » Платежные средства » Платежные системы интернета » Криптовалюта в качестве встречного предоставления в России• Россия.
(Продолжение следует)
Виктор Наумов,
Управляющий партнер санкт-петербургского офиса Dentons,
руководитель российской• Россия практики в области ИС, ИТ и телекоммуникаций,
соруководитель европейской практики в области регулирования Интернета и
технологий
Dentons Право
Журнал: Журнал IT-News , Подписка на журналы• Транспорт и связь » Связь (оквэд) » Почтовая и курьерская деятельность » Деятельность Национальной Почты » Деятельность Почтовой связи Общего Пользования » Прочая Деятельность Почтовой связи