Роль военной силы России• Россия » Государственное устройство России » Вооруженные силы России
• Государство » Государственное устройство России » Вооруженные силы России в формировании нового
мироустройства
16 января 2025
56
Роль военной силы России• Россия » Государственное устройство России » Вооруженные силы России
• Государство » Государственное устройство России » Вооруженные силы России в формировании нового мироустройства
Согласно договоренностям, в том числе в рамках ОБСЕ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ор » Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), ни одна страна• Государство не должна
укреплять свою безопасность за счет других государств• Государство. Эти пункты
Североатлантический альянс• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО сейчас нарушает.
С.В.Лавров• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Се » Лавров, Сергей Викторович, министр иностранных дел России• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство иностранных дел РФ » Министр иностранных дел РФ
• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство иностранных дел РФ » Министр иностранных дел РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ми » Министерство иностранных дел РФ » Министр иностранных дел РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ » Министерства России » Министерство иностранных дел РФ » Министр иностранных дел РФ
Военная стратегия как высшая область военного искусства исходит из того, что
необходимы максимально эффективные способы военно-силового обеспечения, прежде
всего, политических• Политика » Геополитика » Международные отношения интересов безопасности России• Россия в мире. Собственно военные
задачи всегда оказываются в подчинение политическим• Политика » Геополитика » Международные отношения, даже в тех случаях, когда
о них говорят как о наиболее важных, приоритетных. Например, в случае с
уничтожением мостов через Днепр или других логистических центров• Экономика » Логистика » Логистический центр, которые
продолжают почему-то функционировать три года, хотя вполне могут быть
уничтожены самыми разными средствами, имеющимися у ВС России• Россия » Государственное устройство России » Вооруженные силы России
• Государство » Государственное устройство России » Вооруженные силы России.
Иными словами, военная стратегия существует не сама по себе, а как следствие
политической• Политика » Геополитика » Международные отношения стратегии государства. Это означает наличие у государства• Государство -
неизбежно и одновременно, - как минимум, нескольких наиболее приоритетных
задач, которые определяются высшим политическим• Политика » Геополитика » Международные отношения и военным руководством в
конкретные исторические периоды. Так, например, в декабре 2024 года на
расширенной коллегии Минобороны• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство обороны России » Коллегия Минобороны России
• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство обороны России » Коллегия Минобороны России
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ » Министерства России » Министерство обороны России » Коллегия Минобороны России
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ко » Коллегия Минобороны России
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ми » Министерство обороны России » Коллегия Минобороны России России• Россия выступил сначала президент России• Политика » Политика России » Президент Российской Федерации
• Россия » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Россия » Политика России » Президент Российской Федерации
• Государство » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации В.В.
Путин• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Пу » Путин, Владимир Владимирович, вполне определенно оценив состояние военно-политической• Политика » Геополитика » Международные отношения обстановки как
результат доминирования правящей элитой Запада в мире следующим образом: «Мы
видим, что действующая администрация США• Государство » Государственное устройство США » Правительство США
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство США
• Соединённые Штаты Америки (США) » Государственное устройство США » Правительство США, практически весь коллективный Запад
не оставляют попыток сохранить свое глобальное доминирование, продолжают
навязывать мировому сообществу• Политика » Геополитика » Международные отношения » Внешняя политика » Мировое сообщество
• Темы документов (документы) » Внешняя политика » Мировое сообщество свои так называемые правила, которые при этом
раз за разом меняют, передергивая так, как им это удобно. Собственно говоря,
есть только одно стабильное правило: никаких правил для тех, кто это делает,
для тех, кто считает себя во главе всего мира, тех, кто считает себя
представителями Господа на земле, хотя сами в Господа не верят». Сказанное
означает, что действия России• Россия в ходе СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) являются только частью общей
стратегии силовой борьбы с западным политическим• Политика » Геополитика » Международные отношения доминированием в мире, но не
самостоятельной военно-политической• Политика » Геополитика » Международные отношения задачей. Иными словами, «демилитаризация• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Демилитаризация
• Территории с особым статусом » Демилитаризованная зона » Демилитаризация
• Оружие » Демилитаризация и
денацификация• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Денацификация
• История Германии » Третий рейх » Национал-социализм » Денацификация» - только часть российской• Россия стратегии силового противоборства с
западным доминированием в мире в условиях формирования нового миропорядка,
т.е. Россия• Россия, и ее ВС, в ходе СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) стали важным самостоятельным фактором
силового противоборства за новый миропорядок, а не самоцелью. СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) – только
часть политической• Политика » Геополитика » Международные отношения стратегии России• Россия в мире в ходе всего обостряющегося
процесса силового формирования нового миропорядка, которое никогда и нигде не
происходило мирно и быстро. Это же означает, что процесс силового (и военного)
противоборства займет не один год, и неизбежно не ограничится одним ТВД, что
подтверждает обострение ВПО на других театрах – Закавказье, Молдавии и
Румынии• Румыния, на Балтике и в Арктике• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика, наконец, на Ближнем Востоке• Физико-географические регионы » Ближний Восток и в Юго-Восточной
Азии• Физико-географические регионы » Юго-Восточная Азия.
Примечательно, что на коллегии Минобороны• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство обороны России
• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство обороны России
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ » Министерства России » Министерство обороны России
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ми » Министерство обороны России эти основные положения
конкретизировал министр обороны страны А. Белоусов следующим образом:
«Деятельность ведомства строится с учетом трех факторов»: первым фактором он
назвал «ведение боевых действий• Военные конфликты » Военные действия на Украине• Украина, вторым – подготовку к возможной
войне• Военные конфликты » Война с НАТО• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО в ближайшее десятилетие, третьим – развитие технологий». Иными
словами, именно долгосрочная политическая• Политика » Геополитика » Международные отношения задача – подготовка войны• Военные конфликты » Война с НАТО• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО,
т.е. военно-силовое противодействие доминированию Запада, – министром была
подтверждена как наиболее приоритетная задача, стоящая перед ВС РФ• Россия » Государственное устройство России » Вооруженные силы России
• Государство » Государственное устройство России » Вооруженные силы России на СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО).
При этом стратегическую перспективу А. Белоусов обрисовал достаточно точно. По
словам министра, России• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министры России
• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министры России
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ » Министры России необходимо быть готовой «к любому развитию обстановки
в среднесрочной перспективе». «Включая возможный военный конфликт• Военные конфликты » Военные действия с НАТО• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО в
Европе• Физико-географические регионы » Европа в ближайшее десятилетие». «Среднесрочная перспектива» – это, как
правило, 5-7 лет, что действительно вполне соответствует многочисленным
заявлениям европейских политиков в 2024 году о перспективах возможного
военного конфликта• Военные конфликты » Военные действия с Россией• Россия.
Именно задачи военно-силового участия России• Россия в формировании миропорядка стали
главными в 20-е годы XXI века. Поэтому только этими тремя задачами повестка
для военной политики России• Россия не ограничена. По мнению А. Белоусова, кроме того,
«Россия• Россия также должна выполнять «отдельные задачи и обеспечивать военное
присутствие» в странах• Государство Центральной Азии• Физико-географические регионы » Центральная Азия и Африки, на Кавказе• Россия » Регионы России » Кавказ и Приднестровье,
отметил господин А. Белоусов. Кроме того, стране• Государство необходимо «стремительно
развивать сквозные технологии». В их числе он назвал искусственный интеллект• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Искусственный интеллект
• Информационные технологии » Искусственный интеллект
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Искусственный интеллект,
обработку больших данных• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Параллельные вычисления » Большие данные
• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Параллельные вычисления » Большие данные
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Параллельные вычисления » Большие данные и их высокоскоростную передачу».
Иными словами, военная политика и военная стратегия России• Россия исходят как из
потребностей собственно военной обороны страны• Военные конфликты » Военные действия и ведения военных действий• Военные конфликты » Война
• Военные конфликты » Военные действия, так
и необходимости обеспечения военно-силовой поддержки своей внешней политики• Политика » Геополитика » Международные отношения » Внешняя политика
• Темы документов (документы) » Внешняя политика в
мире, а также потребностей военно-технологического развития (безотносительно
собственно конкретных внешних угроз), т.е. поддержания военной мощи
государства• Государство в качестве средства противодействия попыткам навязать России• Россия свои
«нормы и правила». Не случайно следует специально отметить, что В. Путин• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Пу » Путин, Владимир Владимирович
подчеркивает, что «действующая администрация США• Государство » Государственное устройство США » Правительство США
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство США
• Соединённые Штаты Америки (США) » Государственное устройство США » Правительство США, практически весь
коллективный Запад не оставляют попыток сохранить свое глобальное
доминирование, продолжают навязывать мировому сообществу• Политика » Геополитика » Международные отношения » Внешняя политика » Мировое сообщество
• Темы документов (документы) » Внешняя политика » Мировое сообщество свои так называемые
правила»,.
Таким образом, в самом общем виде, анализируя стратегию России• Россия на современном
этапе, следует рассмотреть такие аспекты, как:
- содержательный анализ постановки проблемы целеполагания;
- ее практическое политическое• Политика » Геополитика » Международные отношения значение (которое предполагает краткое
обоснование проблемы и ее современное военно-политическое• Политика » Геополитика » Международные отношения значение);
- краткий обзор теории и история обозначенной проблемы;
- наконец, развитие проблемы в современных условиях и возможный прогноз.
Таким образом, целью статьи выступает содержательно рассмотрение военной
стратегии и силы влияния государства• Государство как государственной проблемы.
Изначально важно подчеркнуть, что военная стратегия государства• Государство оказывает
исключительно важное влияние на внешнюю политику• Политика » Геополитика » Международные отношения » Внешняя политика
• Темы документов (документы) » Внешняя политика и мощь внешнего влияния
государств• Государство, являясь одним из важнейших слагаемых (точнее – множителей,
составляющих эту мощь). Эффективная военная стратегия многократно усиливает
влияние государства• Государство не только на отдельном ТВД, где ведутся военные действия• Военные конфликты » Война
• Военные конфликты » Военные действия,
но и, как правило, в мире. Так, успешные действия А.В.Суворова и Ф.Ф Ушакова в
Европе• Физико-географические регионы » Европа в конце XVIII века обеспечили России• Россия исключительно важное место в
политике• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России европейских государств• Государство вплоть до нападения• Военные конфликты » Военные действия коалиции стран• Государство,
возглавляемой Наполеоном, а также последующее доминирование на континенте
вплоть до середины века.
И, наоборот, неудачная стратегия России• Россия на Дальнем Востоке• Россия » Регионы России » Дальний Восток России в начале ХХ века
привела не только к падению влияния в мире, но и внутриполитической
дестабилизации страны• Государство.
При этом, военная стратегия – прежде всего, специальная область, а именно
военного искусства (хотя и с очень сильным влиянием смежных областей политики• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России,
дипломатии• Политика » Геополитика » Международные отношения » Дипломатия, психологии и пр.), а политическая• Политика » Геополитика » Международные отношения, соответственно, –
политического• Политика » Геополитика » Международные отношения, хотя и в политической• Политика » Геополитика » Международные отношения области сильно влияние экономических,
финансовых, военных, дипломатических• Политика » Геополитика » Международные отношения » Дипломатия и иных областей отношений между
субъектами МО и ВПО. Эта военная особенность отражается на политической• Политика » Геополитика » Международные отношения
стратегии государств иногда очень сильно, нередко предопределяя будущую
политическую• Политика » Геополитика » Международные отношения стратегию. Так, война• Военные конфликты » Война, например, имеет своей важнейшей
особенностью гарантированную непредсказуемость, поэтому политическое• Политика » Геополитика » Международные отношения и военное
искусство (как постоянно напоминает нам реальность) всегда не предсказуемо и
не гарантировано даже абсолютным преимуществом в ресурсах и воле. В военной
стратегии 2+2 всегда не 4, а 5, 6 и т.д., т.е не может быть наверняка
спрогнозировано. Начальный этап СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) это в очередной раз продемонстрировал. И в
этом случае влияние военной стратегии на политическую• Политика » Геополитика » Международные отношения стратегию может быть
очень сильным, но очень редко (практически никогда) решающим.
Общее, что объединяет политическую• Политика » Геополитика » Международные отношения и военную стратегию, это то, что
политическая• Политика » Геополитика » Международные отношения и военная стратегия – искусство добиваться поставленных целей в
самых разных областях наиболее эффективно, т.е. быстро и с минимальными
издержками, которое не дается автоматически тем, кто принимает решения, и
совсем не означает, что превосходство, например, в ресурсах гарантирует
позитивный результат. Силовое противоборство России• Россия и Запада в 2022-2024 годы
происходило на фоне абсолютного не соответствия военной мощи России• Россия и западной
коалиции, которое, например, по ВВП• Россия » Экономика России » Валовой внутренний продукт РФ
• Экономика » Макроэкономика » Макроэкономические индикаторы » Макроэкономические показатели РФ » Валовой внутренний продукт РФ
• Экономика » Макроэкономика » Макроэкономические индикаторы » Валовой внутренний продукт » Валовой внутренний продукт РФ
• Экономика » Экономика России » Валовой внутренний продукт РФ было в 30 раз больше у Запада.
Этот аспект, кстати, в начале 2024 года стал основным в стратегии НАТО• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО на
Украине• Украина, главным принципом которой стала «оптимизация».
Некоторые страны• Государство, например, Куба и КНДР, противостоят долгие годы враждебной
стратегии США• Соединённые Штаты Америки (США), не смотря на многократное превосходство последних в ресурсах.
Эффективная политическая• Политика » Геополитика » Международные отношения и военная стратегия – важнейший элемент совокупной
мощи государства• Государство, который позволяет нередко компенсировать недостаток
государственной мощи, сил и средств. Идеальные примеры Ф. Ушаков и А. Суворов
– полководцы, каждый из которых участвовал примерно в 100 сражениях и (причем,
всегда в меньшинстве) все их выиграли.
В этой связи часто возникает вопрос о том, можно ли как-то представить
(измерить) мощь и силу внешнего влияния государства• Государство. Классический пример - в
виде простой формулы, приписываемой заместителю директора ЦРУ США• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Государственный аппарат » Органы безопасности » Спецслужбы » Спецслужбы США » Центральное разведывательное управление (ЦРУ) » Заместитель директора ЦРУ США
• Государство » Государственное устройство США » Спецслужбы США » Центральное разведывательное управление (ЦРУ) » Заместитель директора ЦРУ США
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральное разведывательное управление (ЦРУ) » Заместитель директора ЦРУ США
• Соединённые Штаты Америки (США) » Организации США » Спецслужбы США » Центральное разведывательное управление (ЦРУ) » Заместитель директора ЦРУ США
• Соединённые Штаты Америки (США) » Государственное устройство США » Спецслужбы США » Центральное разведывательное управление (ЦРУ) » Заместитель директора ЦРУ США в 70-х годах
ХХ века генералу А. Кларку, где:
Мощь (безопасность и влияние) государства• Государство в мире = (ресурсы + активы + военная
мощь) ´ (эффективная стратегия, умноженная на политическую• Политика » Геополитика » Международные отношения волю)
Из данной формуле следует, что если нет политической• Политика » Геополитика » Международные отношения воли или эффективной
стратегии (или даже вообще стратегии, как при М. Горбачеве• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Го » Горбачев, Михаил Сергеевич и Б. Ельцине, когда
ее эффективность равнялась нулю), то и весь второй множитель будет равен нулю,
и, соответственно, первый множитель, умноженный на ноль, также даст в
результате ноль, не зависимо от количества и качества ресурсов государства• Государство.
Данная формула применялась в истории не раз. Последний раз в СССР• Союз Советских Социалистических Республик (СССР) и России• Россия – в
период управления СССР• Союз Советских Социалистических Республик (СССР) М. Горбачевым• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Го » Горбачев, Михаил Сергеевич и Россией• Россия Б. Ельциным, когда ни у
первого, ни у второго не было никакой внятной стратегии (кроме «разрушить
все»), не было. Не было, как следствие, и осознанной политики• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России и стратегии.
Соответственно, не было и военной стратегии и военной политики, что в итоге
закончилось развалом ВС России• Россия » Государственное устройство России » Вооруженные силы России
• Государство » Государственное устройство России » Вооруженные силы России.
Следует напомнить, что политика• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России, – это наука• Деятельность профессиональная, научная и техническая » Научные исследования и разработки и искусство управлять
государством• Государство (прежде всего, его институтами), другими акторами и в целом
большими массами людей ради достижения некой цели (например, завоевания и
удержания власти). Применительно к целям настоящего исследования• Деятельность профессиональная, научная и техническая » Научные исследования и разработки, политика• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России
это, прежде всего, искусство управлять институтами развития национального
человеческого капитала (НЧК) – государственными и негосударственными,
международными и национальными, то есть политика• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России должна иметь, как минимум,
хоть какую-то стратегию.
В результате взаимодействия таких стратегий формируется новый миропорядок,
который во многом предопределяется доминированием той или иной стратегии
государства (группы государств• Государство), как это имеет место в настоящее время, прежде
всего, с США• Соединённые Штаты Америки (США) и возглавляемой ими коалицией.
В нашем случае мировая политика• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России и процесс формирования миропорядка - также
сфера деятельности, связанная с отношениями между субъектами и другими
акторами МО и ВПО, а, кроме того, влиятельными социальными группами за
пределами и внутри России• Россия. В политике• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России, как известно, сконцентрированы основные
интересы и потребности классов, социальных групп и наций• Политика » Нация
• Социология » Нация, а содержание, цели и
средства политики• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России определяются конкретными историческими условиями и
субъективными особенностями.
Политические• Политика » Геополитика » Международные отношения цели могут реализовываться мирными или насильственными – силовыми
(военными) и не военными средствами и методами.Сказанное означает, что, с
точки зрения политики• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России, применительно к развитию того или иного сценария ВПО
или Стратегии национальной безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность России• Россия, можно рассматривать отношения
между субъектами и акторами, как политические• Политика » Геополитика » Международные отношения и военно-политические отношения• Политика » Геополитика » Международные отношения,
а с точки зрения стратегии, политической• Политика » Геополитика » Международные отношения и военной – как стратегии отдельных
суверенных• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Конституционное право » Суверенитет
• Государство » Законы и право » Конституционное право » Суверенитет (частично или полусуверенных, что существует в большинстве своем в
современном мире на практике) субъектов и акторов. Причем стратегий,
находящихся под исключительно сильным субъективным влиянием узкой группы
политиков и военных, а иногда и одного лидера. Как правило, такие стратегии
существуют в самых разных областях и на самых разных уровнях – от личностного
до глобального.
Так, в США• Соединённые Штаты Америки (США), например, есть политика• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России, которая называется «Стратегией
национальной безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность», а есть, непосредственно вытекающая из нее «Военная
стратегия». Иногда ее называют политической• Политика » Геополитика » Международные отношения стратегией, что вполне оправданно,
если речь идет о принципиальных положениях политики• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России государства• Государство. И первое, и
второе понятие являются политикой относительно других субъектов ВПО и
стратегиями относительно собственных действий, но в разных масштабах и
охватывая разные области. Политика• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России нации• Политика » Нация
• Социология » Нация, государства• Государство, а тем более коалиции
государств• Государство, – понятие, которое существенно шире и связано с формированием не
только внешних условий развития субъекта (МО и ВПО), но и внутриполитических
реалий и возможностей. Так, например, в последние годы на базе членства в НАТО• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО
стала формироваться открытая антироссийская• Медицина » Заболевания » Психические расстройства » Фобия » Ксенофобия » Русофобия военно-политическая коалиция, в
которую входят, в том числе нейтральные государства• Государство. В частности, еще до
начала СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО), 17 февраля 2021 года, в ходе пресс-конференции по итогам первого
дня заседания Североатлантического совета• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО » Североатлантический совет (Совет НАТО)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО » Североатлантический совет (Совет НАТО)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Се » Североатлантический совет (Совет НАТО) на уровне министров обороны
генеральный секретарь НАТО• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО » Генеральный секретарь НАТО
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО » Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ст » Столтенберг, Йенс заявил, что военный альянс должен
стать площадкой политического диалога• Политика » Геополитика » Международные отношения всех «единомышленников НАТО• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО» по
противодействию России и Китаю.
В целом политика• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России и стратегия государств соотносятся как общее и частное,
существующее во многом в субъективных представлениях правящей элиты и
общества, которое условно изображено на рисунке 1.
Рис. 1. Соотношение понятий «политика• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России» и «стратегия»
Область стратегии обозначена на рисунке 1 заштрихованной окружностью,
включающей в себя весь набор средств (в том числе, но не только ВВСТ и пр.) и
способов (политическое• Политика » Геополитика » Международные отношения и военное искусство). Это, прежде всего, область
субъективного восприятия правящей элитойполитических целей и задач, способов и
средств их достижения и национальных ресурсов (план и алгоритм реализации).
На рисунке, в частности, отчетливо видно, что центральная роль в формировании
современной политики• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России и частично стратегии принадлежит представлениям правящей
элиты государства• Государство о группе факторов «А» (национальные интересы• Политика » Национальные интересы
• Государство » Национальные интересы и ценности),
которые также влияют прямо на формирование таких групп факторов, как состояние
международной, военно-политической• Политика » Геополитика » Международные отношения и военно-стратегической обстановки
(МО-ВПО-СО) и распределение национальных ресурсов и, опосредовано, через
представления правящей элиты (группа факторов «Д»), о политических• Политика » Геополитика » Международные отношения целях,
стратегии («руководящая идея») и «национальные ресурсы».
Собственно национальная (государственная) стратегия формируется в области,
которая обозначена на рисунке между группами факторов «В»-«Г» под влиянием,
повторим, субъективных во многом представлений о целях, средствах и способах
их достижения, а также национальных ресурсах (группа факторов «Д»), основанных
на базовом (политическом• Политика » Геополитика » Международные отношения) национальном интересе• Политика » Национальные интересы
• Государство » Национальные интересы и ценностях (группа факторов
«А»).
Иногда это справедливо относят к области внутриполитических противоречий между
разными частями правящей элиты страны• Государство. На практике, например, это выглядит
следующим образом: в период политики• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России горбачевского «нового мышления»
(1986-1991 годы), имеющего очевидно хаотичный, бессистемный характер, в основе
которого лежали субъективные нереалистические представления о состоянии и
будущем МО-ВПО, была реализована некая абстрактная стратегия «нового
мышления», в основе которой лежала наивная уверенность в готовности Запада к
равноправному сотрудничеству• Экономика » Совместная деятельность с СССР• Союз Советских Социалистических Республик (СССР) и странами• Государство ОВД, учету их интересов, и его
отказ от использования военной и иной силы во внешней политике• Политика » Геополитика » Международные отношения » Внешняя политика
• Темы документов (документы) » Внешняя политика.
В действительности, как известно, получилось иначе. Как позже напишет (в
прошлом один из активных исполнителей этой идеи в специально созданной для
этого в МИДе структуре) доцент В. Кулагин, «После окончания холодной войны в
сфере международной безопасности• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международная безопасность начинает формироваться новый феномен –
крупномасштабные вооруженные вмешательства коалиций государств• Государство, имеющих целью
принуждение государств• Государство – объектов такого вмешательства к изменению своей
внешней или внутренней политики• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России».
Другими словами, после окончания холодной войны исключительно благодаря
«ложным субъективным представлениям» о политике• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России и стратегии СССР• Союз Советских Социалистических Республик (СССР), Запад не
отказался от активного использования военной силы, а, напротив, дал своей
политике• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России новый, более мощный силовой импульс, который сдерживался прежде
политикой силового противоборства СССР• Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Этот силовой импульс нам приходится в
настоящее время преодолевать в ходе СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО). Иными словами, СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) – это средство
исправить ошибки правящей элиты СССР• Союз Советских Социалистических Республик (СССР)-России• Россия.
В современной политической• Политика » Геополитика » Международные отношения, экспертной и научной областях существует немало
работ (в особенности за рубежом), когда авторы описывают самые разные методики
и делают широкие обобщения относительно стратегии, в том числе и военной.
Нередко эти заключения пытаются формализовать и сделать некие «универсальные»
модели, которые оказываются, как правило, несостоятельными и практически
неприменимыми. Так, в работе группы либеральных международников, сделанной по
заказу фонда Сороса• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Фо » Фонд Сороса, предлагаются три модели мироустройства, в которых, по
мнению авторов, отражены представления о современной МО:
- во-первых, на основе процессов глобализации и западных систем ценностей;
- во-вторых, цивилизационных противоречий, который, по мнению этих либеральных
авторов, «вряд ли можно рассматривать как основную черту устоявшегося
миропорядка» (всего лишь через 15-20 лет после этого труда конфликт между ЛЧЦ
достиг порога военных действий• Военные конфликты » Война
• Военные конфликты » Военные действия);
- в-третьих, «фрагмеративность» – совмещение фрагментации и интеграции –
переплетение этих направлений, в результате чего возникли разные модели
однополярного (во главе с США• Соединённые Штаты Америки (США)) или «многополярного» (с ведущими центрами силы)
мира.
Не трудно увидеть, что почти 20 лет, которые прошли с описания этих моделей,
показали, что они имеют практически нулевую ценность для содержательного
анализа, а тем более, прогноза развития МО и ВПО. Примерно такую же
«ценность», как и все разговоры и оценки о «многополярности», которые в лучшем
случае можно отнести к некоторым личностным политико-философским оценкам
структуры МО-ВПО со стороны публицистов.
Во втором десятилетии нового века, когда очевидно видна ускоренная силовая
трансформация цивилизационного конфликта в военно-силовой (который, повторим,
либеральными авторами рассматривался «вряд ли как основная черта устоявшегося
миропорядка»), подобные сохраняющиеся оценки и прогнозы – сознательно или нет
– только дезориентируют правящую элиту России• Россия в оценке и прогнозе развития
основного сценария МО и ВПО.
Они очень далеки от практического анализа, который в реальности имеет
значение, например, когда то, что произошло в КНР• Китайская Народная Республика (КНР), где Пленум ЦК КПК принял в
июле 2024 года решение о старте фактического противоборства с США• Соединённые Штаты Америки (США). Наш лучший
китаист Н. Вавилов отметил в своем ТГ-канале по этому поводу главное: «В
Пекине• Китайская Народная Республика (КНР) » География Китая » Административное деление Китая » Административное деление КНР » Города центрального подчинения КНР » Пекин
• Китайская Народная Республика (КНР) » География Китая » Населенные пункты Китая » Города Китая » Пекин принято стратегическое решение о подготовке к масштабному разрыву• Военные конфликты » Военные действия
экономических связей с США• Соединённые Штаты Америки (США). Разрыв цепочек поставок и купирование рисков
кризиса экономики• Экономика при сокращающемся внутреннем рынке – основные темы 3-го
пленума. Ничего нового, по сути, не будет, но лозунг Си Цзиньпина «Развитие с
опорой на собственные силы» превратится в оформленную стратегию экономического
развития Китая• Китайская Народная Республика (КНР) на ближайшие 10 лет. Важнейший элемент этой стратегии – ставка
на Россию• Россия, незападный мир». Н. Вавилов снова все описал абсолютно четко,
отметив готовность Пекина• Китайская Народная Республика (КНР) » География Китая » Административное деление Китая » Административное деление КНР » Города центрального подчинения КНР » Пекин
• Китайская Народная Республика (КНР) » География Китая » Населенные пункты Китая » Города Китая » Пекин «к рискам отвязки от западных рынков»: «Для России• Россия
это означает выход на новый уровень сотрудничества• Экономика » Совместная деятельность с Китаем• Китайская Народная Республика (КНР)».
Для прикладных, политических• Политика » Геополитика » Международные отношения задач стратегии и политики• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России, как оказывается важна
не только теоретическая основа оценки, но и исторический и практический опыт
развития ВПО в мире. В этом случае можно согласиться со А. Свечиным, который
писал еще 100 лет назад, что «Нет, наверное, большего числа специалистов, чем
в области стратегии, однако, абсолютное большинство из них считает, что, как
говорил в этом случае Наполеон, «нет такой грамматики• Филология » Лингвистика » Уровни Языка » Грамматика
• Филология » Лингвистика » Морфология (лингвистика) » Грамматика
• Филология » Лингвистика » Лингвистические Дисциплины » Синтаксис » Грамматика, по которой можно было
бы научиться писать «Илиаду» не хуже Гомера, и отсылающий читателя, желающего
охватить военное искусство, к великой книге истории».
Тем не менее, в последние десятилетия «научная» и историческая часть изучения
взаимосвязи и особенностей современной политики• Политика » Политика России » Политики России
• Россия » Политика России » Политики России и стратегии существенно
окрепла, в том числе и потому, что появились новые возможности количественного
анализа и сбора больших баз данных, а также разработке• Деятельность профессиональная, научная и техническая » Научные исследования и разработки новых методик, однако,
на мой взгляд, и сегодня методические и теоретические рекомендации могут
рассматриваться только в самых общих границах анализа ВПО и СО, например, в
ходе военных конфликтов• Военные конфликты » Военные действия, уступая по своему реальному значению историческим
знаниям и практическому опыту. Следует признать, что В. Путину• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Пу » Путин, Владимир Владимирович во многом
удается совместить эти методы. Так, например, еще на заседании расширенной
коллегии Минобороны• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство обороны России » Коллегия Минобороны России
• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство обороны России » Коллегия Минобороны России
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ » Министерства России » Министерство обороны России » Коллегия Минобороны России
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ко » Коллегия Минобороны России
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ми » Министерство обороны России » Коллегия Минобороны России 19 декабря 2023 года в разгар СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) он в заключение доклада
впервые специально вернулся к историческим аналогам и теории в отношениях
России• Россия и стран НАТО• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО » Страны члены НАТО
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО » Страны члены НАТО.
Надо понимать, что современная онтология• Философия » Разделы философии » Онтология (философия) военно-политической• Политика » Геополитика » Международные отношения проблематики, в
частности, государственных стратегий и их применения, требует пересмотра
практически всех основных положений, определений и категорий, т.е. масштабных
и радикальных изменений в теории военного искусства, что всегда очень трудно и
дается с опозданием. Но, во-первых, это неизбежно и лучше начать этот процесс
раньше, а, во-вторых, для этого существует фундаментальная основа – русская• Россия
политическая• Политика » Геополитика » Международные отношения и военная школа, работы крупнейших российских• Россия мыслителей, которые
необходимо вернуть в научный и учебный оборот
Вход
Автор
Подберезкин Алексей Иванович