Источник Литературная газета, Москва
Заголовок Стена однозначности
Дата 20241226

Этим цветом    обозначаются известные системе слова и выражения, принимавшие участие в анализе данного текста, а таким    - идентифицированные, то есть соотнесенные с каким-либо объектом онтологической базы

============= Обработанный текст:
Стена однозначности

Стена однозначности

Книга как повод

Сенчин Роман — 26 декабря 2024

Роман Сенчин

Мне нравится проза• Литература » Художественная литература » Произведения художественной литературы » Прозаические произведения » Рассказы Антона Секисова. Нравится с первой книги, вернее, с
рукописи• Филология » Текстология » Рукописи первой его книги «Песок и золото», для обложки которой я, помнится,
написал несколько слов. Было это в 2015 году.

За минувшее десятилетие я прочитал, кажется, все, что было у Секисова
опубликовано. Причем в срочном порядкемой писатель• Литература » Литература России » Писатели России, как говорится. А вот с
повестью «Курорт» вышло иначе – получил рукопись• Филология » Текстология » Рукописи еще весной, но чтение
отложил…

На протяжении многих лет в статьях, рецензиях, интервью• Средства массовой информации » Журналистика » Интервью

• Психология » Психические процессы » Речевая коммуникация » Интервью
я сетовал на то, что о
современности пишут мало, призывал читать это малое, рассказывал о нем,
пытался заинтересовать, а теперь читаю о современности с трудом, дозированно.
Тяжело, больно. И чем лучше проза• Литература » Художественная литература » Произведения художественной литературы » Прозаические произведения » Рассказы, тем тяжелее и больнее.

Вот осилил талантливо написанный (в первую очередь белградская линия) роман• Литература » Художественная литература » Произведения художественной литературы » Прозаические произведения » Романы
«Белград» Нади Алексеевой («Новый мир», 2024, №№ 8 и 9), а он потянул за собой
«Курорт» Антона Секисова. Оба произведения о так называемых релокантах. Не
эмигрантах. Эмигрант в нашем понимании нечто окончательное (хотя сколько их
вернулось и в 19201940 х, и в конце 19801990 х годов), а релокант вроде бы
может в любой момент оказаться на родине, но почему-то мучается и страдает за
ее пределами.

Релокант становится типическим персонажем нашей литературы. Пусть
опубликованных произведений пока немного (хотя мне трудно судитьза всем
уследить невозможно), но до меня доходит множество неопубликованных (пока?)
рассказов• Литература » Художественная литература » Произведения художественной литературы » Прозаические произведения » Рассказы и повестей, где главные герои очень похожи на героев Алексеевой и
Секисова.

Может быть, появятся и другие герои, другого масштаба и калибра, но сейчас мы
видим вот таких – бесприютных, тоскующих, жалких.

Толстые журналы наши критики, кажется, не читают, и «Белград», только что
ставший книгой (АСТ, «Редакция• Средства массовой информации Елены Шубиной»), пока не вызвал серьезного
разговора, а на «Курорт» («Альпина. Проза• Литература » Художественная литература » Произведения художественной литературы » Прозаические произведения » Рассказы») уже появилось немало откликов как
литературных специалистов, так и с позволения сказать простых читателей.
Интернет это наглядно демонстрирует. Надеюсь, завяжется и дискуссия, хотя
дискуссии сейчас не приветствуются…

Самая интересная и провоцирующая на ответ рецензия появилась как раз на
страницах «ЛГ» (№ 47) – «Детский сад, штаны на лямках» Вадима Левенталя. Автор
отзывается о «Курорте» «доброжелательно». Но не потому, что это сильная проза• Литература » Художественная литература » Произведения художественной литературы » Прозаические произведения » Рассказы
(почти половину рецензии Левенталь доказывает, что Секисов слабый писатель• Литература » Литература России » Писатели России,
что даже «реальные смешные истории из жизни, свидетелями и участниками которых
были кроме Секисова еще некоторые другие люди, в том числе и ваш покорный
слуга, талант Секисова умудрялся превращать в унылейшее соплежуйство»), а
потому, что «все созданные Секисовым в «Курорте» портретыжалкие и
ничтожные». (Единственное исключение автор рецензии делает для «гражданской
жены
» главного героя повести Мити, которая осталась в России, где, по ее
словам: «Люди. Живут. Нормально».) Вадима Левенталя такие портреты откровенно
радуют – сбежавший из родной страны и не должен быть иным.

Да, эмиграция, даже замаскируй ее под слово «релокация» (во всех его смыслах),
– вещь печальная и горькая. Ведь это признание поражения. Эмигрант/релокант не
может быть
сильным и значительным. Даже те, из третьей волны, что вернулись в
годы перестройки и позже, – проигравшие, с ничем не вытравливаемым клеймом
променявшего родину на заграницу.

Ну и эмигрантская/релокантская литература со времен, пожалуй, Андрея Курбского
и до наших дней – это литература проигравших. И герои такой литературы, как
правило, не Герцены и Бердяевы, а люди безвестные, «жалкие и ничтожные». Их
можно считать выметенным или выметшимся сам собой сором, а можно… Ну, и
Герцена с Бердяевым когда-то считали сором, который мешает развивать Россию,
потом концепция поменялась (в отношении Герцена, судя по всему, не
окончательно).

Митя из секисовского «Курорта», тридцатисемилетний бывший журналист, бежит в
Грузию
вскоре после объявления мобилизации• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Военное право » Воинская обязанность‎ » Мобилизация осенью 2022 года. Через тот самый
Верхний Ларс• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Кавказский федеральный округ » Республика Северная Осетия - Алания » Населенные пункты Северной Осетии » Верхний Ларс

• Россия » Регионы России » Северный Кавказ » Республика Северная Осетия - Алания » Населенные пункты Северной Осетии » Верхний Ларс
. Таких, как он, называли предателями, крысенышами, трусами.
Называли в основном те, кто по возрасту или нездоровью был вне поля зрения
военкоматов• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Военное право » Воинская обязанность‎ » Воинский призыв » Военный комиссариат. Да и пригодные для СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) в основной массе туда не рвались. Один из
немногих обличителей бежавших, писатель• Литература » Литература России » Писатели России Дмитрий Филиппов, записался в
добровольцы. Уже больше двух лет воюет• Военные конфликты. Недавно на своих страницах в
разрешенных соцсетях• Коммуникации » Интернет-коммуникации » Интернет-сообщество » Социальные сети опубликовал пост, где есть такое:

«Видит Бог, не хотел я высказываться на эту тему, но поднявшийся вой
турбопатриотов по поводу возможных мирных переговоров не оставляет шанса.

Всем, кто кричит, что нужно воевать• Военные конфликты до полной капитуляции• Военные конфликты » Война » Капитуляция Украины, у меня
только один вопрос: вы почему сами еще не на фронте? (Подобные вопросы задавал
Дмитрию в том числе и я до того, как он ушел на СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО). – Р.С.) Страшную тайну
открою (нет), но если вы спросите у солдата в окопе, что он выберет: худой мир
или добрую войну• Военные конфликты » Война, то ответ вас сильно удивит. А если вы начнете убеждать его в
прелестях доброй войны• Военные конфликты » Война, то услышите в свой адрес много интересного, включая
направление, куда вам следует немедленно отправиться. Потому что солдат, в
отличие от турбопатриота, воюет• Военные конфликты третий год. Он третий год не видит семью• Общество » Семья.
Третий год без него растут дети. Третий год он теряет друзей.

Разумеется, к переговорам нам нужно подходить с выигрышных позиций.
Разумеется, для этого нужно полностью выбить врага из Курщины. Но не надо
призывать нас идти до Львова. Хотите идти до Львова – в добрый путь. Двери
военкомата• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Военное право » Воинская обязанность‎ » Воинский призыв » Военный комиссариат для вас открыты…»

Большинство турбопатриотов пост фронтовика Дмитрия Филиппова как бы не
заметили, а остальные мягко пожурили (что было бы, напиши нечто подобное
гражданский?). Критик и публицист из Архангельска• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Архангельская область » Населенные пункты Архангельской области » Архангельск Андрей Рудалев,
обмолвившись, что «Дмитрий на миллион процентов прав», добавил: «Любой
разумный человек понимает нереальность в нынешних условиях даже взятия
Харькова. Опять же вопрос цены возникает.

Понятно, что речь идет не о войне• Военные конфликты » Война до победного конца и над всеми супостатами,
а о том, что страна не хочет меняться, что ее вновь пытаются вырулить против
своей истории. В ней условные девяностые еще нерушимой крепостью стоят. Что в
историческом контексте может стать образом предательства и слива.

Понятно, что победа может быть не только на внешнем контуре. Но и внутри ее не
очень-то видно. Не видно отечественного преображения. Нам только чуть
приподняли угол матраса, а там клопы и тараканы шуршат. Мало того что
временной шанс вновь не используется, вместо этого есть большие подозрения,
что все вернется на круги своя. Ну, то самое подобие интервенции. Проводники и
интересанты этой интервенции вовсе не утратили свои позиции».

Андрей Рудалев и многие его соратники часто подчеркивают: мы против запретов,
пусть будет и то, и другое, и третье. Хорошо, что против, а запреты тем
временем
, чаще всего негласные, растут и множатся; иноагентом• Средства массовой информации » СМИ-иноагент теперь можно
стать, не только получая деньги из-за границы, а цитируя «нежелательные» СМИ• Средства массовой информации,
выказывая свое несогласие с происходящим. Не согласен со статусом иноагента
возникает вероятность, как говорится, присесть. Признаешься, что ты усомнился,
и вполне можешь получить волчий билет этак автоматически, без комментариев и
объяснений вроде хотя бы такого: «Сволочь!»

Одним можно употреблять слово «война• Военные конфликты » Война», других за него наказывают. Издатели
дуют на воду, да и писатели• Литература » Литература России » Писатели России после истории со Светланой Петрийчук• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Пе » Петрийчук, Светлана Александровна и ее
актуальной когда-то, но вроде бы безобидной пьесой «Финист – Ясный Сокол• Литература » Художественная литература » Драматургия » Пьесы » Пьесы по странам и регионам » Пьесы России » Финист Ясный Сокол (пьеса)»
стали заметно осторожнее. А произведение, где заметна осторожность, редко
бывает сильным.

Употреблять фамилии определенных людей и названия определенных СМИ• Средства массовой информации и
организаций вроде бы можно, но с обязательной сноской. Где-нибудь в статье это
еще терпимо (терпимо стало многое, человек привыкает ко всему), но, скажем, в
повести это ужасно – это разрушает ткань произведения. Представьте, если бы
«Тихий Дон», «Хождение по мукам» были усеяны такими сносками: такая-то газета• Средства массовой информации » СМИ-газеты
закрыта таким-то декретом, такой-то является врагом трудового народа

Сноски этого плана есть и в книге «Курорт», и они сбивают с ритма чтения.

Но, наверное, опять же привыкнем. Мы привыкаем к ограничениям и запретам, и у
меня лично вызвало удивление и тревогу, что в «Курорте» есть фрагмент, где
бегство с родины главный герой Митя объясняет не трусостью перед мобилизацией• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Военное право » Воинская обязанность‎ » Мобилизация.
По-моему, убедительно объясняет.

Цитировать не буду. Желающие (а желающих изучать современную русскую
литературу• Литература » Русская литература
с лупой в руках все больше) легко этот фрагмент найдут. Благо книга
меньше двух сотен страниц…

В последнее время часто с ухмылкой произносят выражение «Не все так
однозначно». Произносят его теперь те, для кого все однозначно. (Другие
помалкивают.) Однозначность превращается в глухую стену. Но любые стены рано
или поздно разрушаются. Помнится, в отечественной культуре с конца 1930 х до
середины 1950 х царила стальная однозначность. Она сменилась сами знаете чем.

============= Итог: 3,3875 ; Военные конфликты#Военные действия#Специальная военная операция (СВО) 2,9375 ; Военные конфликты#Война#Капитуляция 4,4388 ; Литература#Художественная литература#Драматургия#Пьесы #Пьесы по странам и регионам#Пьесы России#Финист Ясный Сокол (пьеса) #Петрийчук, Светлана Александровна 4,3367 ; Литература#Литература России#Писатели России 4,0209 ; Литература#Художественная литература #Произведения художественной литературы#Прозаические произведения #Рассказы 3,8209 ; Литература#Художественная литература #Произведения художественной литературы#Прозаические произведения#Романы 1,7734 ; Литература#Русская литература 3,7000 ; Средства массовой информации#СМИ-иноагент 3,3500 ; Средства массовой информации#Журналистика#Интервью 2,5000 ; Средства массовой информации#СМИ-газеты 3,0999 ; Государство#Законы и право#Теория государства и права#Отрасль права #Военное право#Воинская обязанность‎#Воинский призыв#Военный комиссариат #Мобилизация 3,0998 ; Государство#Законы и право#Теория государства и права#Отрасль права #Военное право#Воинская обязанность‎#Мобилизация#Военный комиссариат 2,7000 ; Общество#Семья 1,3281 ; Коммуникации#Интернет-коммуникации#Интернет-сообщество#Социальные сети 1,3125 ; Филология#Текстология#Рукописи 1,3389 ; Россия#Федеральные округа РФ#Северо-Кавказский федеральный округ #Республика Северная Осетия - Алания#Населенные пункты Северной Осетии #Верхний Ларс 1,3389 ; Россия#Федеральные округа РФ#Северо-Западный федеральный округ #Архангельская область#Населенные пункты Архангельской области #Архангельск

============= Объекты: персоналии Петрийчук, Светлана Александровна Российский драматург, сценарист, режиссёр театр Финист Ясный Сокол (пьеса) тип_поселения Архангельск город

============= Географические объекты: 1 64.550000000,40.533333333 Россия#Федеральные округа РФ#Северо-Западный федеральный округ #Архангельская область#Населенные пункты Архангельской области #Архангельск 2 42.767777778,44.631666667 Россия#Федеральные округа РФ #Северо-Кавказский федеральный округ #Республика Северная Осетия - Алания #Населенные пункты Северной Осетии#Верхний Ларс

============= Связи: Военный комиссариат # ассоциации # Мобилизация Петрийчук, Светлана Александровна # Автор # Финист Ясный Сокол (пьеса)


Copyright © 2007-2024 ООО «RelTeam»