Документы стратегического планирования России• Россия:
современный этап
09 октября 2024
23
Документы стратегического планирования России• Россия: современный этап
Именно теоретики и практики военной стратегии первыми осознали тот факт, что
обособленное существование военной стратегии без связей и координации со
стратегией общественно-государственного…. развития … ущербно[1]
А. Свечин
Подготовка нормативно-правовых документов стратегического планирования в
России• Россия шла в последние годы, опережая, порой, реалии планирования. Но не в
периоды кризисов, как в ходе СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) на Украине• Украина, где ощущалось отставание в СП[2].
Этот парадокс, противоречащий сущности права, которое всегда отстает от реалий
политической жизни, объясняется просто: правовые и нормативные акты• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты откровенно
игнорировались и саботировались исполнительной властью, которая видела в них
инструменты, ограничивающие их свободу принятия решений.
Надо признать, что за последние два десятилетия в России• Россия с переменным успехом
шел процесс медленного осознания необходимости работы над национальной
стратегией и долгосрочным стратегическим планированием,[3] в частности, была
подготовлена серия нормативных документов• Стандартизация » Стандарт » Нормативные Документы по стратегическому планированию,
которые принимались как в первом десятилетии нового века[4], так и получили
свое ускоренное развитие после принятия Федерального закона• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ № 172-ФЗ «О
стратегическом планировании в Российской Федерации• Россия» от 28 июня 2014 года[5].
Этот процесс постоянно встречал ожесточенное сопротивление по целому ряду
причин, прежде всего, нежелания исполнителей связывать свою работу и
деятельность с конкретными обязательствами, их неверия в реальность
планирования[6].
Документы СП и реальное состояние ВПО в 2022 году
(Закон «Основы государственной политики• Государство по сохранению и укреплению
традиционных российских• Россия духовно-нравственных ценностей) станет одним из
главных документов стратегического планирования, направленных на реализацию
целей и задач, поставленных Стратегией национальной безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность России• Россия[7]
Н. Мухитов, помощник секретаря Совета безопасности РФ• Россия » Государственное устройство России » Совет безопасности Российской Федерации » Секретарь Совета безопасности РФ
• Государство » Государственное устройство России » Совет безопасности Российской Федерации » Секретарь Совета безопасности РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Со » Совет безопасности Российской Федерации » Секретарь Совета безопасности РФ
Нормативно-правовые документы стратегического планирования (СП) России• Россия в целом
составляли единый пакет, в основании которого находится Конституция и ФЗ РФ• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ «О
стратегическом планировании» и СНБ РФ• Россия, на которые ссылаются остальные
концептуальные документы СП. Например, принятая в июле 2022 года Морская
доктрина Российской Федерации• Государство » Законы и право » Правовая система России » Морская доктрина России, в которой (Ст.3) прямо перечислялись важнейшие
нормативно-правовые документы СП РФ• Россия и подчеркивалось, что «Настоящая Доктрина
учитывает направления и целевые ориентиры, предусмотренные Стратегией
научно-технологического развития Российской Федерации• Россия » Экономика России » Научно-технологическое развитие России
• Экономика » Экономика России » Научно-технологическое развитие России, указами Президента
Российской Федерации• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Указы Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и
стратегических задачах• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Указы Президента РФ » О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года развития Российской Федерации на период до 2024 года",
от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Указы Президента РФ » О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
на период до 2030 года", прогнозом научно-технологического развития Российской
Федерации• Россия » Экономика России » Научно-технологическое развитие России
• Экономика » Экономика России » Научно-технологическое развитие России на период до 2030 года, конкретизирует и развивает основные
положения Стратегии национальной безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность Российской Федерации• Россия, Военной
доктрины Российской Федерации• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Декларация » Военная доктрина » Военная доктрина России и других документов стратегического
планирования, связанных с морской деятельностью»[8] (подч. А.П.).
Таким образом, можно констатировать, что не только при обострении МО-ВПО, но и
при переходе их в качественно новое состояние после начала СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) на Украине• Украина, не
произошло принципиального отхода от созданной В.В. Путиным• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Пу » Путин, Владимир Владимирович системы
нормативно-правового СП в России• Россия. Путин• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Пу » Путин, Владимир Владимирович публично подчеркнуто занимался
социально-экономическими, а не только международными вопросами, но в его
текущей деятельности отчетливо просматривался приоритет укрепления
экономической и технологической безопасности• Безопасность, которые он возвел на уровень
национальных приоритетов, включая кадровую политику (назначение Мантурова
вице-премьером• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ » Заместитель Председателя Правительства РФ
• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ » Заместитель Председателя Правительства РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ » Заместитель Председателя Правительства РФ).
Эти действия президента России• Россия » Политика России » Президент Российской Федерации
• Россия » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Государство » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Политика » Политика России » Президент Российской Федерации в целом отражали основные тенденции развития
ВПО в мире, хотя и были недостаточно конкретны[9]. На мой взгляд, однако, эти
документы не делали главного – акцента на резко менявшейся МО и ВПО, которая
стремительно превращалась в состояние прямого силового и даже военного
противоборства[10].
Оценка МО-ВПО в этих документах существенно отставала от эскалации
военно-силового противоборства в 2021–2022 годы, констатируя в лучшем случае
просто-напросто только существование этого процесса. Этот период (2014–2022
гг.) не отражал в стратегическом планировании России• Россия в полной мере тех
радикальных перемен, которые происходили в МО-ВПО в мире. Позже, в 2022 году,
либеральный политолог• Политология » Политологи России Д. Тренин• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Тр » Тренин, Дмитрий Витальевич опишет их как «исключение Западом России• Россия из
Европы• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз»[11].
Тем более, после февраля 2022 года, отставание в осознании этого процесса в
значительной части правящей элиты сохранилось, что стало совершенно
недопустимым. В частности, на ПМЭФ• Форумы, конференции » Экономические форумы и конференции » Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) в июне 2022 года (т.е. через 3 месяца после
начала специальной операции• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО)) А. Кудрин сказал, что «правительству• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правительство потребуется
еще 3 месяца для подготовки новой экономической программы».
Новой экономической программы и СНБ России• Россия в 2022 году предложено не было. Как
предостерегал в августе 2022 года С.Ю. Глазьев, «На этом фоне неопределенным
остается прогноз развития России• Россия и ЕАЭС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Международные организации• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международная организация и вторящие
им органы госуправления и экспертные центры, рисуют крайне негативные прогнозы
падения экономики• Экономика от 6,5 до 10,5% в зависимости от набора факторов рецессии,
влияющих на прогноз при объективных возможностях (исходя из факторов
производства• Экономика » Производство » Факторы производства) роста экономики ЕАЭС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евразийский экономический союз (ЕАЭС) на 4,5–5,5%. Именно такой целевой
показатель предусмотрен Основными ориентирами макроэкономической политики ЕАЭС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евразийский экономический союз (ЕАЭС)
до 2023 года, утвержденными главами государств• Россия » Политика России » Президент Российской Федерации
• Россия » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Государство » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Политика » Политика России » Президент Российской Федерации Союза 27• Космонавтика » Космонавтика России » Космические корабли серии Союз » Союз-27 мая 2022 года».
Другими словами, сохранение прежнего курса неизбежно приведет к рецессии
России• Россия, в то время как существуют все возможности ее опережающего
технологического и социально-экономического развития• Россия » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ
• Экономика » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ. Для этого нужны были
смелые изменения в нормативно-правовых документах СП, которые ставили бы новые
целевые задачи и приоритеты, а не опирались на идею «таргетирования инфляции»
ЦБ.
Как следствие, нормативные и аналитические документы отдельных структур и
ведомств продолжали уже после начала специальной операции• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) достаточно
инерционно и «мутно» описывать эти радикальные перемены, как правило, опасаясь
выходить за рамки официальных конструкций. Робкие попытки пересмотреть
нарастающую эскалацию маскировались традиционной риторикой. И не только
принадлежащих МО (как ВАГШ или НИИ• Научно-исследовательские центры №46)[12], но и МИДА, ФСБ, Росатома• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Росатом и других
ведомств.
Не часто, но случались попытки качественной переоценки развития ВПО, в том
числе акцентировании внимания на переходе в военно-силовую фазу. Во многом
этому способствовали инициативные работы различных научных• Научно-исследовательские центры коллективов (как
правило, небольших, например центра Военно-политических исследований
МГИМО• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центр военно-политических исследований МГИМО-Концерна ВКО «Алмаз-Антей• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ко » Концерн ВКО Алмаз-Антей», созданного в 2013 году)[13] в России• Россия[14].
Отставание в адекватном стратегическом прогнозе и планировании, сохранившееся
до настоящего времени, не позволяло формировать точные стратегические планы
развития страны• Государство и, тем более, программы военного строительства• Строительство » Военное строительство. Первая
ГПВ–2005 (1996–2005 гг), утвержденная Б. Ельциным• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ел » Ельцин, Борис Николаевич в ноябре 1996 года, не был а
выполнена ни по одному из основных показателей. Так, планировалось отчисление
на оборону• Экономика » Военная экономика от 3,6 до 5,2%, однако реально они планировались правительством• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правительство на
уровне 2,3–2,8%, а фактически в 2-3 раза меньше (в большинстве в виде долгов в
ГОЗ последующих лет) и векселями в 50–60% их стоимости.
Сама логика• Философия » Логика стратегического планирования исходила из новых военно-политических
приоритетов целеполагания и прогнозов, которые ложились в основу документов
стратегического планирования. Но на практике этого не существовало. Сохранялся
традиционный прогноз «от достигнутого»[15].
При этом, строго говоря, последовательность и взаимосвязанность документов СП
не вызывала сомнений. В качестве примера такой формальной логики• Философия » Логика » Формальная Логика можно
привести следующую последовательность подготовки документов, сложившуюся в
2022 году. Против таких документов, их логики• Философия » Логика и последовательности трудно
возражать, но они являются только формой, достаточно пустой «оболочкой»,
содержание которой может быть разным. Так, в рамках целеполагания
принципиально важны приоритеты, которые были обозначены в СНБ 2021 года, но
которые не нашли подтверждения в последующих нормативных документах• Стандартизация » Стандарт » Нормативные Документы, в
частности, госпрограммах и ГОЗ, планах федеральных органов исполнительной
власти• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ » Федеральные органы исполнительной власти России
• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ » Федеральные органы исполнительной власти России
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ » Федеральные органы исполнительной власти России.
Изменение МО-ВПО в 2022 году практически не отразилось на СП и его документах,
которые сохранили свою формальную последовательность и соподчиненность, но не
изменились содержательно.
24 августа Правительством России• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ
• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ в Госдуму• Россия » Государственное устройство России » Государственная Дума ФС РФ
• Государство » Государственное устройство России » Государственная Дума ФС РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Го » Государственная Дума ФС РФ внесен проект федерального закона• Россия » Государственное устройство России » Государственная Дума ФС РФ
• Государство » Государственное устройство России » Государственная Дума ФС РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Го » Государственная Дума ФС РФ
• Государство » Законы и право » Законопроекты
«О внесении изменения в Федеральный закон• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ «Об обороне»[16]
Законопроект• Государство » Законы и право » Законопроекты, предусматривающий наделение Президента Российской Федерации• Россия » Политика России » Президент Российской Федерации
• Россия » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Государство » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Политика » Политика России » Президент Российской Федерации
полномочиями по принятию решений об участии Вооруженных Сил Российской
Федерации• Россия » Государственное устройство России » Вооруженные силы России
• Государство » Государственное устройство России » Вооруженные силы России, других войск, воинских формирований и органов с использованием
вооружения, военной техники• Оружие » Военная техника, боеприпасов и другого военного имущества• Экономика » Военная экономика в
военных учениях• Военные учения, соревнованиях (состязаниях, конкурсах, играх) и парадах• Военные парады,
проводимых совместно с вооруженными силами• Россия » Государственное устройство России » Вооруженные силы России
• Государство » Государственное устройство России » Вооруженные силы России иностранных государств• Государство, в том числе
определении условий участия в таких мероприятиях, проводимых за пределами
территории Российской Федерации• Россия » Территория России, а также определении условий участия
вооруженных сил• Россия » Государственное устройство России » Вооруженные силы России
• Государство » Государственное устройство России » Вооруженные силы России иностранных государств• Государство с использованием вооружения, военной
техники• Оружие » Военная техника, боеприпасов и другого военного имущества• Экономика » Военная экономика в военных учениях• Военные учения,
соревнованиях (состязаниях, конкурсах, играх) и парадах• Военные парады, проводимых на
территории Российской Федерации• Россия.
Согласно пояснительной записке к законопроекту• Государство » Законы и право » Законопроекты практика проведения на
территории Российской Федерации• Россия военных учений• Военные учения с участием воинских
формирований иностранных государств• Государство с вооружением, военной и специальной
техникой, боеприпасами, военным и другим имуществом, а также участие за
пределами территории Российской Федерации• Россия » Территория России воинских формирований Вооруженных
Сил Российской Федерации• Россия » Государственное устройство России » Вооруженные силы России
• Государство » Государственное устройство России » Вооруженные силы России с вооружением, военной и специальной техникой,
боеприпасами, военным и другим имуществом в военных учениях• Военные учения осуществляется на
основании соответствующих актов Президента Российской Федерации• Россия » Политика России » Президент Российской Федерации
• Россия » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Государство » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Политика » Политика России » Президент Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ
• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ. Воинские формирования Вооруженных Сил
Российской Федерации• Россия » Государственное устройство России » Вооруженные силы России
• Государство » Государственное устройство России » Вооруженные силы России ежегодно принимают участие в 20-30 таких совместных с
иностранными государствами• Государство мероприятиях
Вместе с тем Президент Российской Федерации• Россия » Политика России » Президент Российской Федерации
• Россия » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Государство » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Политика » Политика России » Президент Российской Федерации и Правительство Российской
Федерации• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ
• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ были не наделены законодательным правом принятия таких решений по
реализации подобных мероприятий в сфере военного сотрудничества• Экономика » Военная экономика » Военно-техническое сотрудничество
• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное сотрудничество » Военно-техническое сотрудничество
• Политика » Геополитика » Международные отношения » Дипломатия » Международное сотрудничество » Военно-техническое сотрудничество, в отличие от
принимаемых аналогичных решений на основе законодательно установленных их
полномочий в области военно-технического сотрудничества• Экономика » Военная экономика » Военно-техническое сотрудничество
• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное сотрудничество » Военно-техническое сотрудничество
• Политика » Геополитика » Международные отношения » Дипломатия » Международное сотрудничество » Военно-техническое сотрудничество. Предлагаемая норма
законопроекта• Государство » Законы и право » Законопроекты направлена на исключение этого правового пробела.
Законопроект• Государство » Законы и право » Законопроекты не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом
союзе• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евразийский экономический союз (ЕАЭС) от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров
Российской Федерации• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Международные договоры РФ.
В законопроекте• Государство » Законы и право » Законопроекты не содержатся требования, которые связаны с осуществлением
предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения
которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора),
муниципального• Государство » Местное самоуправление » Муниципалитет контроля, привлечения к административной ответственности• Государство » Законы и право » Правовая система России » Административное право,
предоставления лицензий• Государство » Законы и право » Правовая система России » Административное право » Лицензия и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия
продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее – обязательные требования), о
соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной
деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных
требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация Федерального закона• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ «О внесении изменения в Федеральный закон• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ «Об
обороне» не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных
последствий и не потребует выделения дополнительных средств из федерального
бюджета, а также не повлияет на достижение целей государственных программ
Российской Федерации• Россия » Государственное устройство России » Государственные программы России
• Государство » Государственное устройство России » Государственные программы России.
Обратим внимание, что в силу ст. 114 Конституции России• Россия » Государственное устройство России » Конституция Российской Федерации
• Государство » Законы и право » Конституционное право » Конституции » Конституция Российской Федерации
• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Конституционное право » Конституции » Конституция Российской Федерации
• Государство » Государственное устройство России » Конституция Российской Федерации
• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы » Конституции » Конституция Российской Федерации Правительство России• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ
• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ
осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности• Безопасность » Государственная Безопасность
• История России » Российская империя » Государственная Безопасность,
реализации внешней политики Российской Федерации• Россия » Политика России » Внешняя политика России
• Политика » Политика России » Внешняя политика России.
Напомним, что Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (в ред. от 14.07.2022)
«Об обороне» определяет основы и организацию обороны Российской Федерации• Россия,
полномочия органов государственной власти Российской Федерации• Россия » Государственное устройство России » Органы государственной власти России
• Государство » Государственное устройство России » Органы государственной власти России, функции
органов государственной власти• Россия » Государственное устройство России » Субъекты РФ
• Государство » Государственное устройство России » Субъекты РФ субъектов Российской Федерации• Россия » Государственное устройство России » Субъекты РФ
• Государство » Государственное устройство России » Субъекты РФ, органов
местного самоуправления• Государство » Местное самоуправление » Муниципалитет
• Россия » Местное самоуправление в России » Муниципалитеты России, организаций и их должностных лиц, права и обязанности
граждан Российской Федерации• Россия » Государственное устройство России » Гражданство России
• Государство » Государственное устройство России » Гражданство России в области обороны• Экономика » Военная экономика » Военно-техническое сотрудничество
• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное сотрудничество » Военно-техническое сотрудничество
• Политика » Геополитика » Международные отношения » Дипломатия » Международное сотрудничество » Военно-техническое сотрудничество, силы и средства, привлекаемые
для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской
Федерации• Государство » Законы и право » Правовая система России в области обороны• Экономика » Военная экономика » Военно-техническое сотрудничество
• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное сотрудничество » Военно-техническое сотрудничество
• Политика » Геополитика » Международные отношения » Дипломатия » Международное сотрудничество » Военно-техническое сотрудничество, а также другие нормы, касающиеся обороны.
В силу ст. 1 указанного правового акта• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты под обороной понимается система
политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по
подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации• Россия,
целостности и неприкосновенности ее территории.
________________________________________
[1] Свечин А.А. Стратегия. М.:Кучково поле, 2013, с. 15.
[2] Подберезкин А.И. Национальная стратегия в 20-е годы XXI столетия:
возможные и вероятные варианты (СС. 365-376). В кН.: Тенденции развития
системы международных отношений• Политика » Геополитика » Международные отношения » Системы международных отношений и их влияние на управление национальной
обороной Российской Федерации• Россия: сборник материалов круглого стола (19 августа
2022 г.)/ под общ. ред. А.С. Коржевского; ВАГШ ВС РФ• Россия » Государственное устройство России » Вооруженные силы России
• Государство » Государственное устройство России » Вооруженные силы России.- М.:Издательский дом• Средства массовой информации » Средства массовой информации России » Издательства
• Книгоиздание » Издательства
«УМЦ», 2022.- 544 с
[3] Афиногенов Д.А., Грибин Н.П., Назаров В.П., Плетнев В.Я, Смульский С.В.
Основы стратегического планирования в Российской Федерации• Россия: Учебное пособие
/под общ. ред. В.П. Назарова. М.: Проспект, 2015, cc. 73–74.
[4] См., в частности: Путин В.В• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Пу » Путин, Владимир Владимирович. Указ Президента РФ• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Указы Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 603 «О
реализации планов (программ) строительства и• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Указы Президента РФ » Майские указы развития Вооруженных Сил
Российской Федерации• Россия, других войск, воинских формирований и органов и
модернизации оборонно-промышленного комплекса• Экономика » Военная экономика
• Россия » Государственное устройство России » Оборонно-промышленный комплекс России
• Государство » Государственное устройство России » Оборонно-промышленный комплекс России
• Экономика » Военная экономика » Оборонно-промышленный комплекс » Оборонно-промышленный комплекс России»: // Собрание законодательства
РФ. 2012. №19. Раздел III Указы и распоряжения Президента РФ• Россия » Политика России » Президент Российской Федерации
• Россия » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Государство » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Политика » Политика России » Президент Российской Федерации.
[5] См.: один из последних из документов: Путин В.В• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Пу » Путин, Владимир Владимирович. Указ Президента
Российской Федерации• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Указы Президента РФ № 633 от 8 ноября 2021 года «Основы государственной
политики• Государство в сфере стратегического планирования в Российской Федерации• Россия». Ст. 2.
Указа. / http://www.kremlin.ru• Россия » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации » Сайт Президента РФ
• Россия » Политика России » Президент Российской Федерации » Сайт Президента РФ
• Государство » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации » Сайт Президента РФ
• Политика » Политика России » Президент Российской Федерации » Сайт Президента РФ/acts/news/67074
[6] Средства защиты российской• Россия идентичности: монография /О.В.Боброва,
А.И.Подберезкин.- Подольск: ПФОП, 2022.- 416 с.
[7] Мухитов Н.М. “Задачи по сохранению традиционных российских• Россия
духовно-нравственных ценностей определены отдельным стратегическим
национальным приоритетом». // Национальная оборона, 2022, № 5 (май), с. 31.
[8] Путин В.В• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Пу » Путин, Владимир Владимирович. Указ президента• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Указы Президента РФ №512 от 31 июля 2022 «Об утверждении Морской
доктрины Российской Федерации• Государство » Законы и право » Правовая система России » Морская доктрина России» / http://actual.pravo.gov.ru/text.html#pnum=
0001202207310001.
[9] Подберезкин А.И. «Риск начала Третьей мировой войны не просто сохраняется,
он стремительно усиливается», / Национальная оборона, 2021, №4, апрель, сс.
.9–20.
[10] Назаров В.П. Развитие теоретических и методологических основ
стратегического планирования: монография / В.П. Назаров; под общ. ред. Т.А.
Алексеевой. М.: КНОРУС, 2022. 332 с.
[11] Тренин Д• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Тр » Тренин, Дмитрий Витальевич. Кто мы, где мы, за что мы и почему // Россия• Россия в глобальной
политике, 2022, №3, (115), май-июнь, cc. 33–34.
[12] См., например: Военно-экономическая безопасность и военно-техническая
политика• Россия » Государственное устройство России » Оборонно-промышленный комплекс России
• Государство » Государственное устройство России » Оборонно-промышленный комплекс России
• Экономика » Военная экономика » Оборонно-промышленный комплекс » Оборонно-промышленный комплекс России государства• Государство: изменение диалектики• Философия » Логика » Диалектика взаимосвязи в современных условиях.
Монография. Под общ. ред. проф, С. Ф.Викулова. М.: АПВЭиФ, ООО «Канлер». 2020.
438 с.
[13] См., например: Подберезкин А.И. Вероятный сценарий развития международной
обстановки после 2021 года. М.: МГИМО• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Мг » МГИМО МИД России-Университет, 2015. 325 с.
[14] Подберезкин А.И. Государственная стратегия безопасности• Безопасность России• Россия после
февраля 2022 года // Обозреватель, 2022, №5–6, cc. 5–27.
[15] Подберезкин А.И. Национальная стратегия в 20-е годы XXI столетия:
возможные и вероятные варианты (СС. 365-376). В кН.: Тенденции развития
системы международных отношений• Политика » Геополитика » Международные отношения » Системы международных отношений и их влияние на управление национальной
обороной Российской Федерации• Россия: сборник материалов круглого стола (19 августа
2022 г.)/ под общ. ред. А.С. Коржевского; ВАГШ ВС РФ• Россия » Государственное устройство России » Вооруженные силы России
• Государство » Государственное устройство России » Вооруженные силы России.- М.:Издательский дом• Средства массовой информации » Средства массовой информации России » Издательства
• Книгоиздание » Издательства
«УМЦ», 2022.- 544 с
[16] https://sozd.duma.gov.ru/bill• Государство » Законы и право » Законопроекты/186149-8 (дата обращения: 25.08.2022).
Вход
Автор
Подберезкин Алексей Иванович