Прогнозы отставных
чиновников
Прогнозы отставных чиновников
работа в министерстве только через несколько лет реального сектора
Андрей Школьников
Регулярно в качестве подкрепления алармистских позиций и страхов ссылаются на
высказанные мнения и комментарии различных бывших чиновников, что ругают
систему в целом и своих коллег в частности. Если смотреть на мир с их позиции,
то России• Россия / отрасли остается жить несколько месяцев, после чего будет
необратимая катастрофа и крах. Повторяются подобные прогнозы годами и
десятилетиями, до краха всегда остается совсем чуть-чуть, как тех самых ракет,
которых у России• Россия осталось на две недели, не больше.
Никто не умаляет опыт и знания подобных людей, но там, где они чувствуют
дыхание катастрофы, мне видится обычная рабочая ситуация, даже не кризис.
Зазор восприятия определяется предшествующим опытом, бэкграундом и
профдеформациями. Опыт работы в крупных компаниях и наблюдения за реализацией
больших, важных для страны• Государство проектов, с позиции стратега, который видит не
только тренды, общие задумки и проблемы, но и течение и ход реализации,
накладывают свой отпечаток.
Насколько такой взгляд верен, предлагаю решать самостоятельно, просто
сравнивая данные мной много лет назад прогнозы в отношении власти в стране• Государство.
Например, призыв пассионариев, «дерзких полковников» в элиту,
описанный задолго до начала СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО), способность России• Россия без особых проблем
выдержать удары санкций• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Международно-правовые санкции и блокады начала 2022 г. и т.д. Сравните с прогнозами
многих отставных чиновников, со странной смесью: «Все будет плохо»
и «Партия, дай порулить!».
Хороший и профессиональный корпоративный стратег обязан быть универсалом,
влезающим в реальные процессы. Он часто берет на себя смежные
узкоспециализированные задачи, которые никто не может решить в компании и
выбор прост: берем отдельного специалиста, который сделает, но большую часть
времени потом будет пинать балду, или кто-то возьмет на себя допфункционал.
Совершенно реальный выбор – взять отдельного человека или тратить
суммарно несколько дней в году на его задачу, ну а если еще и премия /
надбавка, то вообще хорошо.
У профессиональных чиновников иное представление о мире и процессах, они не
ходят по земле и смотрят на все из окна кабинета, сквозь планы и отчеты. Не
владея глубиной вопроса, но стремясь контролировать и управлять, они
придумывают совершенно оторванные от реальности формы, шаблоны, требования и
критерии, что должны резко снизить их риски и гарантировать успешный успех.
Люди на местах прекрасно это понимают и рисуют проекты согласно шаблонам,
прекрасно понимая, что это изначально бред, но проект нужно делать.
Чиновники радостно принимают данные программы, компилируют их в общее развитие
и готовятся ждать наград и медных труб. Однако, по ходу реализации все идет
совсем не так, как на бумаге, в итоге денег требуется в два раза больше, а
результат в два раза меньше (в свое время анализировал отдельные ФЦП), да
совсем не тот, что был описан в паспортах проектов. Ужас и провал? Отнюдь.
Люди на местах примерно этого и ждали, но в изначальном виде проекты не были
бы приняты, так как не удовлетворяют высокому требованию министерской
идеальности.
Реальные большие проекты государства• Государство реализуются на 4- или 3+, относительно
реальных целей, как собственно и работает вся система. Ваши завышенные
ожидания – ваши проблемы, нравится вам это или нет. Простой пример, если
бы в инвестиционные проекты• Россия » Экономика России » Инвестиции в России
• Экономика » Финансы » Инвестиции » Инвестиции в России
• Экономика » Экономика России » Инвестиции в России вносил реальную макроэкономику и тренды, никто бы
их не принял по финансовым показателям, но эти проекты очень нужны стране• Государство, их
польза была вне моделей. Ни один крупный инфраструктурный проект в России• Россия не
прошел бы одобрения согласно методикам, если бы изначально в него внесли все
параметры, но это не означает, что их не нужно делать.
Указанные чиновники подобны бухгалтерам в крупных компаниях, что искренне не
понимают, как интересы бизнеса• Экономика » Бизнес могут быть превыше их инструкций, перестраховки
и обязанности обо всем докладывать в налоговую. Они живут в отдельном контуре
на отшибе, чтобы никому не мешать, а для всех нормальных вопросов и решений
ведется управленческий учет• Экономика » Бизнес » Управленческий учёт. Схожая ситуация и для представителей среднего и
малого бизнеса• Экономика » Бизнес » Предпринимательство » Малое и среднее предпринимательство, которые живут вне стратегических интересов страны• Государство. Для них
пишутся формальные проекты и программы, которые никто не собирается
реализовывать, а они ровно так же читают их, верят, ждут, а потом
разочарованно возмущаются, почему ничего из этого не происходит. Наверное
Президент и Правительство• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правительство не контролируют ситуацию... Ну да, конечно.
У меня изначально нет никаких сверх ожиданий и жажды чудес, люди остаются
людьми, но в последние годы видны положительные изменения – растет
ответственность, многие не справляющиеся уходят, откровенных вредителей и
… скажем не очень мудрых, чистят и выпроваживают. Это лишь первые шаги
изменений, которые идут ровно так, как должны, с приемлемой скоростью.
И, да, профессиональных чиновников быть не должно, работа в министерстве
только через несколько лет реального сектора, перерос пост - опять в отрасль,
и только после повышение, чтобы профессиональный чиновник не был подобен
бухгалтеру во главе компании…
Источник