Костромской
педагог Екатерина Кривицкая: «
Детей нужно просто любить»
Костромской педагог Екатерина Кривицкая: «Детей нужно просто любить»
Суббота, 05 октября 2024
2024 год в России объявлен Годом семьи• Общество » Семья. СМИ44 продолжает цикл интервью о
многодетных• Общество » Семья хранителях семейных ценностей• Общество » Семья из Костромской области• Россия » Федеральные округа РФ » Центральный федеральный округ » Костромская область.
Во Всемирный день учителя• Образование о себе расскажет Екатерина Кривицкая – представитель
педагогической династии, мама троих сыновей и любящая жена• Общество » Семья. Она преподает
историю, является классным руководителем• Образование » Среднее образование » Классный Руководитель и наставником патриотического класса
в школе• Образование » Учебные заведения » Школы №38 Костромы• Россия » Федеральные округа РФ » Центральный федеральный округ » Костромская область » Населенные пункты Костромской области » Кострома. И знает, как воспитать настоящего патриота.
- С чего началась ваша педагогическая история?
- Она началась с далекого детства. Моя бабушка, Лидия Ивановна, была учителем
начальных классов. После войны она училась в педагогическом училище и пошла
работать в школу• Образование » Учебные заведения » Школы №3 здесь, в Костроме• Россия » Федеральные округа РФ » Центральный федеральный округ » Костромская область » Населенные пункты Костромской области » Кострома. И проработала там до пенсии, а потом
ушла воспитателем в детский сад• Образование » Учебные заведения » Образовательные учреждения » Детский сад
• Образование » Дошкольное образование » Детский сад. Она всегда была позитивной, творческой, умела
заинтересовать окружающих. Могла нас, внуков• Общество » Семья, легко увлечь разговорами – о
прошлом, о войне, о жизни. Уже в детстве мне казалось, что это так интересно –
быть учителем.
Моя мама, Ирина Сергеевна Сердечная, стала учителем истории уже после того,
как окончила училище культуры. Папа был военным, поэтому мы довольно долго
ездили по стране. Когда вернулись в Кострому• Россия » Федеральные округа РФ » Центральный федеральный округ » Костромская область » Населенные пункты Костромской области » Кострома, мама стала преподавать историю в
6-й школе• Образование » Учебные заведения » Школы. А потом и я пошла по их стопам. Нас стало три педагога в семье• Общество » Семья.
- То есть, у вас педагогическая династия?
- Да, небольшая. Хотя я не участвовала ни в одном конкурсе педагогических
династий, но обсуждала с коллегами и поняла, что надо попробовать.
- Вы учились в Костроме• Россия » Федеральные округа РФ » Центральный федеральный округ » Костромская область » Населенные пункты Костромской области » Кострома?
- Я окончила Костромской госуниверситет, исторический факультет. Некоторое
время я работала в университете, потом – в спецучилище закрытого типа в
поселке Бычиха Костромской области• Россия » Федеральные округа РФ » Центральный федеральный округ » Костромская область. В том интернате были дети с девиантным
поведением• Государство » Законы и право » Криминология » Девиантное поведение.
-Чем запомнился вам этот опыт?
- Это были нулевые. Мне было 24 года. Ребята на постоянной основе жили в
интернате. Все они были непростые, но все же дети. Мы развивали их. Они
нормально питались, учились, обучались профессии, посещали экскурсии, бассейн,
получали лечение. Они смогли поймать момент нормальной, детской жизни, которой
у них раньше не было.
Для меня это был определенный уровень, где нужно было пройти непростые
испытания на силу авторитета и характера.
- Как сложились судьбы этих детей?
- Большая часть из них не встала на прежний путь. Были иногда те, кто
возвращались в интернат, но только потому, что, как они говорили, что здесь
нас любят и дают хоть какое-то тепло.
С некоторыми детьми я довольно долго общалась по переписке даже после их
выпуска.
- Когда вы стали работать в обычной школе• Образование » Учебные заведения » Школы?
- В школу• Образование » Учебные заведения » Школы я пришла в 2015 году. Вышла замуж в 2001 году. Родился старший сын,
и я ушла в декрет. Работала в детско-юношеском центре.
Мне казалось, что он требовал к себе внимание с логопедической точки зрения, и
я получила дополнительную специальность – логопед• Медицина » Дефектология » Логопедия. То есть у меня два
педагогических образования• Образование.
То есть, после 8 лет работы на государственной службе• Государство » Государственная служба вернулась в школу• Образование » Учебные заведения » Школы.
Сначала работала в 21-й школе• Образование » Учебные заведения » Школы, потом в 38-й и здесь по сей день.
- Катя, расскажите о своем классе.
- Сейчас в моем 8Б классе 28 детей: 14 девочек и 14 мальчиков. Ребята 13-15
лет. В шестом классе было принято решение организовать военно- патриотический
класс, где я осталась их классным руководителем• Образование » Среднее образование » Классный Руководитель.
- Учебная программа у ребят отличается от общеобразовательной?
- С детьми• Общество » Семья углубленно изучаем военную историю, обществознание• Образование. У них проходят
дополнительные уроки воинской доблести. Чтобы погрузиться в события прошлого,
мы с ними ходим на экскурсии, бываем в музеях• Культура » Музей, например, в Костромской
химакадемии. Некоторые занятия• Образование идут в сотрудничестве с десантными полками –
331, 1065. Ездим и в другие города• Россия » Города России, например, были в Музее Победы• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва » Культурные учреждения Москвы » Музеи Москвы » Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
• Культура » Музей » Музеи России » Музеи по городам России » Музеи Москвы » Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Москве• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва.
- Дети ходят в специальной форме?
- Они единственные в школе• Образование » Учебные заведения » Школы носят военную форму со специально разработанным
шевроном. У них несколько комплектов: парадный и повседневный варианты, скоро
будет зимний для участия в вахтах памяти.
- Можно ли сравнивать этих ребят с юнармейцами?
- Между ними есть разница лишь внешняя – в униформе. И те, и другие ходят в
военно-патриотический клуб. У них нет конкурентной борьбы. Все мероприятия
посещаем вместе, собираем гуманитарную помощь• Экономика » Социальная экономика » Гуманитарная помощь, плетем маскировочные сети для
бойцов, пишем им письма, делаем талисманы добра. Дети очень дружны.
- Дети участников СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) у вас в классе есть?
- Да. Их пока двое. Знаете, они другие. У них какие-то другие глаза. Может
быть, они понимают эту ситуацию как-то по-своему. Когда класс собирает
какую-то помощь для участников СВО, они одни из тех, кто первыми стараются
принять участие.
- Ваша школа• Образование » Учебные заведения » Школы носит имя дважды Героя Советского Союза• Союз Советских Социалистических Республик (СССР) » Культура СССР » Звания СССР » Высшие степени отличия СССР » Дважды Герои Советского Союза Афанасия Шилина.
Образовательный процесс, получается, настроен на воспитание героев?
- Все, кто сюда приходит, принимают это патриотическое наследие: дети,
педагоги. Наш директор, Лариса Леонидовна, очень много для этого делает. Наш
школьный музей• Культура » Музей посвящен участникам СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) «Достойные герои великой страны». В
канун начала блокады Ленинграда• История России » Великая Отечественная война » Блокада Ленинграда
• История России » Сражения СССР » Блокада Ленинграда
• История России » Военная история России » Сражения в России » Блокада Ленинграда
• История России » История СССР » Великая Отечественная война » Блокада Ленинграда
• Вторая мировая война » Кампании, битвы и сражения Второй мировой войны » Сражения в Великой Отечественной войне » Блокада Ленинграда
• Вторая мировая война » Осады городов во второй мировой войне » Блокада Ленинграда
• Союз Советских Социалистических Республик (СССР) » История СССР » Великая Отечественная война » Блокада Ленинграда
• История Германии » Сражения Германии » Блокада Ленинграда его обновили. Классная экспозиция с
интерактивными элементами, экранами – это интересно детям.
У нашей школы• Образование » Учебные заведения » Школы даже расположение особое: между монументом детям блокадного
Ленинграда• История России » Великая Отечественная война » Блокада Ленинграда
• История России » Сражения СССР » Блокада Ленинграда
• История России » Военная история России » Сражения в России » Блокада Ленинграда
• История России » История СССР » Великая Отечественная война » Блокада Ленинграда
• Вторая мировая война » Кампании, битвы и сражения Второй мировой войны » Сражения в Великой Отечественной войне » Блокада Ленинграда
• Вторая мировая война » Осады городов во второй мировой войне » Блокада Ленинграда
• Союз Советских Социалистических Республик (СССР) » История СССР » Великая Отечественная война » Блокада Ленинграда
• История Германии » Сражения Германии » Блокада Ленинграда, а со стороны улицы Никитской проходит маршрут полков РХБЗ.
- Любой педагог, который преподает историю, всегда прикасается к патриотике?
- История воспитывает патриотизм. Через все события, в которых участвовала
наша страна, через те подвиги, которые были совершены нашими предками в войну.
Дети это изучают, а мы, педагоги, узнаем их мнение: как бы они поступили в
подобной ситуации? В таком обсуждении повышается уровень понимания того, что
происходило.
Так дети осознают, какой у нас героический народ, через какие ситуации он
проходил в разный период времени.
- Как же вы попали в проект «Навигаторы детства»?
- Мне предложили участвовать в конкурсе. Я стала советником директора по
воспитанию. Воспитательная работа – безумно интересное направление. Оно дает
возможность расширить детские возможности в современном мире, начиная от
начальной школы и заканчивая старшими классами. И вот именно слово «навигатор»
в этом случае ключевое.
Советник – человек, который должен направлять детей, показывать им, давать им
возможности, развивать им инициативы.
Моя первая профессия – учитель истории. Она тесно связана с деятельностью
советника. Так как можно помогать детям научиться разбираться в прошедших
событиях, учитывать уроки, которые дает нам история, научить их отличать добро
и зло, помочь им сохранить память поколений. А также на уровне их интересов
развивать их способности.
- Патриотическое воспитание распространяется как-то на вашу семью• Общество » Семья?
- Определенно. Старший сын Артем учится в Костромской академии РХБЗ. Средний
сын Макар учится в 8Б военно-патриотическом классе. Младшему Роме 4 года, он
ходит в детский сад• Образование » Учебные заведения » Образовательные учреждения » Детский сад
• Образование » Дошкольное образование » Детский сад. По утрам Рома поет и будит нас гимном России• Россия » Государственные символы России » Гимн России
• Государство » Государственные символы » Гимны » Гимны по странам » Гимн России.
Муж Евгений работает на кондитерском производстве. Ему очень нравится эта
работа, и там его очень ценят. Женя даже обучает новых сотрудников мастерству.
Однажды он хотел даже уйти в педагогическую деятельность по моему примеру –
вести мастер-классы. Пробовал, но все-таки остался верен своему делу.
- У вас есть семейные традиции• Социология » Социология культуры » Традиция?
- Мы делаем каждые 5 лет семейные фотосессии. Чтобы запечатлеть время. Были
серии фото и в Новый год, и осенью, и летом. На них видно, как меняются наши
сыновья. Это очень для меня сейчас значимо так как дети вырастают и уже
собраться всем вместе для нас настоящее событие.
- Есть ли у вас любимые праздники?
- Главный семейный праздник у нас 22 ноября – День сыновей. Мы всегда его
отмечаем, готовим друг другу подарки.
Старший сын Артем у меня очень творческий. Он окончил колледж культуры, и на 8
марта или мой день рождения устраивал мне квесты с записками. Я отгадывала
загадки и искала сюрпризы по дому.
Сейчас он дома почти не бывает из-за учебы в химакадемии, мне его творчества
не хватает. Артем очень помогал мне и приглядывал за младшим сыном. Были как
раз ковидные времена. Он, девятиклассник, гулял с ним, играл, сидел, если мне
надо было уйти. Столько фотографий на память осталось!
- А другие сыновья?
- Макар более сдержанный. В праздники он просто подходит, вручает подарок и
говорит: «Мам, это тебе». По-другому выражает любовь. И он любит что-то делать
руками, мастерить, помогать по дому. Макар учится в моем классе, у него
двойная роль – и сына, и ученика. Ему чаще других ребят из класса приходится
во всем участвовать. И дома он часто ошибочно называет меня Екатерина
Викторовна вместо мамы.
Мальчики очень ценят , когда нам удается собраться вместе всей семьей• Общество » Семья, или
куда-то идем гулять – для них это особое событие.
- В подростковом возрасте остается тот же восторг?
- Подростки в каких-то ситуациях больше предпочтут, наверное, друзей, чем
родителей. Но они все равно знает, что дома всегда ждут, что для них всегда
открыты двери.
Макар часто звонит мне и просит совет, как поступить, например. Даже если
точно знает, что и как нужно сделать. Я считаю, что всегда нужно выслушать
ребенка. В любом возрасте важно мнение близких.
- А что насчет младшего сына?
- Младший Рома родился в ситуации, когда все братья уже взрослые. Все его
любят, он у нас как маленький царь. Для него все вокруг происходит.
- Катя, вы упомянули, что любите путешествовать всей семьей• Общество » Семья. Расскажите об
этом.
- Да, раньше мы отправлялись в какие-то поездки на машине, сейчас ездим на
поезде. Помню, как-то летом выбирались в Краснодарский край• Россия » Федеральные округа РФ » Южный федеральный округ » Краснодарский край, на море, изучали
какие-то этнографические места, станицы, города• Россия » Города России воинской доблести, наблюдали
за природой.
Часто ездим в соседние регионы и по нашей области на 2-3 дня. Посещаем музеи• Культура » Музей.
Этим летом ездили в Санкт-Петербург• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Санкт-Петербург
• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Санкт-Петербург – у меня там живет сестра, так что мы там
частые гости. Она говорит, что я больше чем она знаю Питер• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Санкт-Петербург
• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Санкт-Петербург. Но в каждой
поездке проходим разные маршруты, в том числе нетуристические. Этот город• Россия » Города России
очень многогранен.
- Считаете, путешествия помогают воспитанию?
- Конечно. Они расширяют кругозор. Потому что, если мы, допустим, едем в Плес,
мы гуляем и изучаем архитектуру, набережную. В деревне Русиново приезжали и
смотрели интересные интерьеры. В Иванове – это интересные музеи• Культура » Музей текстильной
промышленности• Обрабатывающие производства » Текстильное и швейное производство » Текстильное производство
• Лёгкая промышленность » Текстильное производство. Каждое новое место – новые впечатления, новые знания.
- Есть ли секрет, как добиться авторитета у детей?
- Нет никакого секрета, на самом деле. С детьми• Общество » Семья, особенно вот такого возраста,
как дети в моем классе, нужно быть не просто учителем-навигатором-наставником.
Их нужно любить. Понимать и воспринимать их как почти взрослых людей. И давать
им возможности, показывать, что ты их уважаешь как личность. И тогда будет
легко с ними. Мне с ними легко.
- Вы мечтали быть многодетной• Общество » Семья?
- У моей мамы нас трое: я, сестра и брат. У моей сестры четыре дочери• Общество » Семья, а у
меня три сына. Просто хотели, чтобы детей было не меньше, чем у мамы.
Помню бабушкину фразу: «Детей должно быть не меньше трех». Я всегда говорила:
«Почему, бабуль?» А она говорила: «Потому что у нас в войну не получилось
много детей иметь». У моей бабушки в семье• Общество » Семья было четверо детей, а у нее
осталась одна мама.
- Знаете, мои родители тоже такую фразу говорили.
- Дело в поколении. Наверное, так говорили для того, чтобы наша русская нация
не ушла. Потому и хотелось бы, чтобы эти дети, русские дети были, жили, их
было много, чтобы семьи• Общество » Семья были большими.
- Какой проект в вашей педагогической деятельности вы бы хотели осуществить?
- Хотелось бы поучаствовать в конкурсе советников. Сотрудничать с «Движением
Первых» - у них интересные семейные конкурсы, многие родители с детьми• Общество » Семья из
нашей школы• Образование » Учебные заведения » Школы участвуют. Вот это то, что я хотела бы познать побольше, наверное,
в своей деятельности. Возможно и участие в грантах.
- Катя, скажите, какое качество важнее всего для родителя, какое качество для
педагога? Или это как-то вот все можно объединить?
- Я достаточно авторитарная мама. У нас папа мягче, с ним договориться легче.
Сыновья, если хотят что-то сделать, сначала идут к нему, и через него ко мне,
потому что я бываю категорична. Мне все время хотелось не сдавить в них
мужскую решительность из-за этого. Поэтому все равно я стараюсь учитывать их
мнение в разных вопросах и слышать.
Педагог должен научиться в своей семье• Общество » Семья педагогическую работу как-то
переключать на формат «Я мама». Это непросто бывает. Мои дети это всегда
чувствовали. Как-то лавируем.
- Что выдает настоящего патриота?
- Своим детям• Общество » Семья и своему классу я всегда говорю так: патриот – это не тот, кто
размахивает флагами и говорит какие-то лозунги. Патриот – это тот, кто знает
свою историю, любит свою Родину, по-настоящему знает свои корни и
происхождение. И он знает, что должен это беречь. А если человек эти чувства
будет в себе воспитывать – желание беречь, защищать, сохранять и помнить, и
сможет передавать все это своим детям• Общество » Семья и внукам, то это и будет патриот.
Фото СМИ44, а также из личного архива Екатерины Кривицкой/беседовала с
педагогом-патриотом Василина Иванова