Удар ниже полиса: когда и на сколько
в России• Россия подорожает ОСАГО• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО)
Удар ниже полиса: когда и на сколько в России• Россия подорожает ОСАГО• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО)
Автоэксперт Шапарин: ОСАГО• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) подорожает на 30%
Николай МЫСИН
Поделиться
Появляются слухи о скором подорожании полисов
Фото: Алексей БУЛАТОВ. Перейти в Фотобанк КП
- Хоть страхуй, хоть не страхуй, все равно получишь мало, - вздыхают
автовладельцы, столкнувшиеся• Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с ДТП• Дорожно-транспортное происшествие (ДТП).
Их грустный тон, стенания, вздохи особенно отчетливо слышны возле ремонтных
мастерских. У частных, гаражных – пореже (там и тарифы ниже). У официальных
сервисов – чаще и громче. Ведь даже если в ДТП• Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) не виноват, а у виновника есть
полис ОСАГО• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), то по страховке компенсация выходит значительно меньше, чем стоит
нормальный ремонт. Вот и приходится либо доплачивать из своих, либо искать
дешевые запчасти... Либо доверять свою ласточку непроверенным сервисам.
Часто – все вместе.
И вот на этом фоне к тому же появляются слухи о скором подорожании полисов.
Причем, существенном – до 30%! Что, разумеется, не добавляет оптимизма.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Обязательное страхование автогражданской ответственности• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) появилось в России• Россия в
2003 году. И в целом было принято с энтузиазмом. Отныне с относительной долей
уверенности можно было рассчитывать, что если в тебя въехали на перекрестке,
то больше не придется судиться с виновным водителем• Транспорт » Автомобильный транспорт (который обязательно
окажется безработным!) и взыскивать с него годами полученный ущерб.
Да, сумма компенсации ограничена (сейчас – 400 тысяч рублей), но и ее хватало,
чтобы решить вопрос в подавляющем большинстве случаев. А за наличием таких
страховок начали пристально следить сотрудники ГАИ.
Расчет стоимости полиса был утвержден Центробанком• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ по достаточно простой
формуле (подробнее – см. «ликбез») и с тех пор не менялся. Но изменялся
базовый тариф, который периодически корректировали с оглядкой на инфляцию,
рост цен на запчасти и прочие факторы. Впрочем, это случалось нечасто. Скажем,
в период с 2015-го по начало 2022 года средняя стоимость полиса оставалась
плюс-минус на уровне 5600 рублей• Экономика » Финансы » Платежные средства » Российский рубль
• Экономика » Экономика России » Российский рубль
• Россия » Экономика России » Российский рубль
• История России » Монеты России » Российский рубль. Резкие скачки были в 2014-м (после известных
событий) и в 2022-м (после не менее известных событий).
Сам базовый тариф привязан к справочникам Российского союза автостраховщиков
(РСА• Страхование » Организации страховщиков России » Российский союз автостраховщиков (РСА)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Российский союз автостраховщиков (РСА)), в котором определяются цены на запчасти и ремонт. Именно согласно нему
страховые компании• Страхование » Страховые компании рассчитывают сумму выплаты. Однако утверждает тарим Банк
России• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России. И последнее серьезное изменение датировано сентябрем 2022 года.
ЛИКБЕЗ
КАК СЧИТАЕТСЯ ОСАГО• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО)?
Стоимость полиса (она же – «страховая премия») вычисляется путем умножения
базового тарифа на шесть дополнительных коэффициентов. Сама формула выглядит
так:
БТ*КТ*КБМ*КВС*КО*КМ*КМ = итог.
Что прячется за этими буквами?
БТ – базовый тариф. Величина, устанавливаемая Центробанком• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ в определенном
диапазоне. Каждая страховая компания• Страхование » Страховые компании вольна брать сумму в рамках этого
коридора для окончательных расчетов, но выходить за коридор нельзя. С 13
сентября 2022 года и по настоящее время для легковых автомобилей• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль » Легковые автомобили он составляет
1646-7535 рублей• Экономика » Финансы » Платежные средства » Российский рубль
• Экономика » Экономика России » Российский рубль
• Россия » Экономика России » Российский рубль
• История России » Монеты России » Российский рубль.
КТ – территориальный коэффициент. Зависит от региона и определяется
страховщиками• Страхование » Страховщик. Диапазон: 0,64-1,88• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль » Колесная формула.
ВАЖНО! Имеет значение, где именно автомобиль• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль поставлен на учет, а не где вы
покупаете полис. Если номера у вас московские, а страховку оформляете в
Брянской области• Россия » Федеральные округа РФ » Центральный федеральный округ » Брянская область по местным тарифам, будьте уверены: при наступлении
страхового случая• Страхование она окажется недействительной. И весь ущерб придется
возмещать самому.
КБМ – коэффициент «бонус-малус• Экономика » Бизнес » Маркетинг » Бонус-малус
• Экономика » Финансы » Финансовые услуги » Бонус-малус
• Сфера услуг » Финансовые услуги » Бонус-малус». Рассчитывается исходя из «аварийной» истории
водителя• Транспорт » Автомобильный транспорт – чем меньше ДТП• Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) по вашей вине, тем показатель ниже. Диапазон:
0,46-3,92. По умолчанию (при получении прав) он составляет 1,17.
КВС – коэффициент возраста и стажа. Диапазон: 0,83-2,27.
ВАЖНО! В данном случае стаж считается не с даты получения прав, а учитывает
только периоды, в течение которых водитель• Транспорт » Автомобильный транспорт был вписан хотя бы в один полис
ОСАГО• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). Получить ВУ, подождать 10 лет и только после этого оформить страховку
сразу с минимальным КВС, увы, не получится.
КО – коэффициент ограничения. Имеет значение, если в полис вписано несколько
водителей• Транспорт » Автомобильный транспорт. Максимальный показатель – 2,32 (когда машиной может управлять
любой).
КМ – коэффициент мощности• Электроника » Силовая электроника » Коэффициент Мощности двигателя. Диапазон: 0,6-1,6.
КС – коэффициент сезонности. Зависит от того, сколько месяцев в году
используется автомобиль• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль. Базовое значение – 1 (10-12 месяцев), но может быть и
0,5 (3 месяца и меньше).
Хоть страхуй, хоть не страхуй, все равно получишь мало
Фото: Александр ГЛУЗ. Перейти в Фотобанк КП
ПОЧЕМУ ПОВЫСЯТ?
Страховщики• Страхование » Страховщик почти в голос рыдают - средняя сумма выплат по ОСАГО• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) растет. По
итогам первого полугодия - на 11% по сравнению с тем же периодом в 2023-м!
Причины – на ладони. Дорожают запчасти. Дорожают сами работы (по статистике –
на 30% за тот же период). Но базовый тариф от Центробанка• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ не меняется больше
двух лет, а средняя стоимость полиса даже падает – пусть и всего на 78 рублей• Экономика » Финансы » Платежные средства » Российский рубль
• Экономика » Экономика России » Российский рубль
• Россия » Экономика России » Российский рубль
• История России » Монеты России » Российский рубль
к прошлому году (см. "Только цифры").
Выходит, страховые компании• Страхование » Страховые компании работают почти в убыток? Ну как не попросить
пересмотреть тарифы!
- Уверен, это случится, - считает вице-президент Национального автомобильного
союза Антон Шапарин. – И стоимость страховки поднимется на• Экономика » Экономические показатели » Прибыль
• Экономика » Микроэкономика » Прибыль 30%. Возможно –
продавят решение за счет увеличения базового тарифа. Или внесут поправки• Государство » Законы и право » Законопроекты в
территориальные коэффициенты. В общем, выход найдут. Причем стенания по поводу
роста цен на запчасти - это лишь оправдания. У нас не более 5% выплат по ОСАГО• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО)
производится непосредственно между страховой и автосервисом. В остальных
случаях пострадавший получает компенсацию просто деньгами. А компенсацию эту
рассчитывают согласно справочнику РСА• Страхование » Организации страховщиков России » Российский союз автостраховщиков (РСА)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Российский союз автостраховщиков (РСА), где цены на большинство запчастей
занижены в три раза. И это без поправки• Государство » Законы и право » Законопроекты на коэффициент износа! Дальше как
хочешь, так и крутись – ищи, где починить автомобиль• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль за те копейки, что тебе
начислили.
Собственно, с этой проблемой уже многие и столкнулись• Дорожно-транспортное происшествие (ДТП).
- Но бизнес есть бизнес, все хотят больше денег, - продолжает Антон Шапарин. –
Суммируем инфляцию и текущую ставку ЦБ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ - и получаем те самые 30%. На которые,
скорее всего, тарифы и вырастут• Экономика » Экономические показатели » Прибыль
• Экономика » Микроэкономика » Прибыль.
В Российском союза автостраховщиков• Страхование » Организации страховщиков России » Российский союз автостраховщиков (РСА)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Российский союз автостраховщиков (РСА) с такой позицией не согласны.
- Мы никаких сигналов к повышению тарифов не видим, - рассказывает президент
РСА• Страхование » Организации страховщиков России » Российский союз автостраховщиков (РСА) » Президент, Российский Союз Автостраховщиков
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Российский союз автостраховщиков (РСА) » Президент, Российский Союз Автостраховщиков Евгений Уфимцев. – Последнее обновление справочника вышло 19 сентября, и
сегмента легковых автомобилей• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль » Легковые автомобили не коснулось. Были незначительные изменения по
мотоциклам, грузовому транспорту• Транспорт » Автомобильный транспорт, но они в пределах погрешности. Следующие
поправки• Государство » Законы и право » Законопроекты запланированы на 19 декабря. Однако и там, по нашим прогнозам, ничего
существенно не изменится. Если не случится какой-нибудь форс-мажор.
Как напоминают в РСА• Страхование » Организации страховщиков России » Российский союз автостраховщиков (РСА)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Российский союз автостраховщиков (РСА), последний резкий взлет тарифов на ОСАГО• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) случился осенью
2022 года. Но был обусловлен объективными причинами - значительно упал• Экономика » Экономические показатели » Прибыль
• Экономика » Микроэкономика » Прибыль курс
рубля• Экономика » Макроэкономика » Валютный курс » Курс рубля
• Экономика » Финансы » Платежные средства » Валютный рынок » Валютный курс » Курс рубля, из страны ушли все западные бренды, усложнилась логистика доставки
запчастей, а значит – резко выросла• Экономика » Экономические показатели » Прибыль
• Экономика » Микроэкономика » Прибыль их стоимость… С тех пор рынок
автострахования выровнялся, стоимость полисов не растет (и даже немного
снизилась• Экономика » Макроэкономика » Валютный курс » Курс рубля
• Экономика » Финансы » Платежные средства » Валютный рынок » Валютный курс » Курс рубля), а предпосылок к новому скачку цен не предвидится.
- Конечно, всем хочется увеличивать прибыль• Экономика » Экономические показатели » Прибыль
• Экономика » Микроэкономика » Прибыль, так что «страдания» страховщиков• Страхование » Страховщик
понять можно, - признает Евгений Уфимцев. – Но у нас очень сбалансирована эта
отрасль. Высока конкуренция. Нет явного лидера, нет монополиста, который мог
бы диктовать свои условия другим и манипулировать рынком. Если кто-то хочет
повысить цены на свои услуги – он может это сделать и без увеличения базовых
тарифов Центробанка• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ. Просто в этом случае потенциальные клиенты уйдут к другим
компаниям• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ав » Автостат, ведь выбор - широк. А никто так рисковать не хочет.
Иными словами – не так все плохо у страховщиков• Страхование » Страховщик, как им хочется показать.
Значит, возможно, повышения все же не будет…
ЧТО УЛУЧШИТЬ?
В системе ОСАГО• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) хватает проблем и без возможного повышения тарифов. Вот пять
вещей, которые многие просят улучшить или доработать.
1) Привести в порядок справочники РСА• Страхование » Организации страховщиков России » Российский союз автостраховщиков (РСА)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Российский союз автостраховщиков (РСА), привязав цены к рыночным.
- Ведь именно по рыночным ценам страховые компании• Страхование » Страховые компании считают ущерб, если нужной
детали нет в справочнике, - поясняет Антон Шапарин. - Так почему не сделать
так для всех запчастей и работ? Нормочас у дилера Porsche не может стоить 970
рублей• Экономика » Финансы » Платежные средства » Российский рубль
• Экономика » Экономика России » Российский рубль
• Россия » Экономика России » Российский рубль
• История России » Монеты России » Российский рубль. А в справочнике РСА• Страхование » Организации страховщиков России » Российский союз автостраховщиков (РСА)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Российский союз автостраховщиков (РСА) именно так и указано.
2) Пересмотреть тарифы, опираясь на опыт Белоруссии. Там полисы дешевле, а
страховое покрытие – выше.
- У нас средняя страховка стоит 7500 рублей• Экономика » Финансы » Платежные средства » Российский рубль
• Экономика » Экономика России » Российский рубль
• Россия » Экономика России » Российский рубль
• История России » Монеты России » Российский рубль, а там – 3000. При этом у нас
покрытие – 400 000, а там – 1 миллион. А цены на запчасти и работы плюс-минус
одинаковые! – разводит руками Антон Шапарин. – И как-то белорусские компании
пока не разорились.
3) Следить за уровнем выплат от собранных средств.
- По закону 78% всех собранных денег должно возвращаться в виде страховых
выплат• Страхование » Страховая выплата. И только оставшееся идет в перестраховочный пул• Страхование » Перестрахование и на вознаграждение
компаниям• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ав » Автостат. На практике у нас выплачивают от силы 50%, - комментирует Антон
Шапарин.
4) Навести порядок в системах онлайн-бронирования, при покупке полисов в
другом регионе и в случаях, когда компания• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ав » Автостат на свое усмотрение отказывает
клиенту в услуге.
- Человек не может купить полис на сайте, вынужден идти в офис, а там ему
навязывают дополнительные услуги. Практика – повсеместная, но порочная, -
поясняет Антон Шапарин.
5) Пересмотреть принципы расчета КБМ. Часто в нем не учитывается серьезность
ДТП• Дорожно-транспортное происшествие (ДТП).
- Можно разбить чужую машину в «тотал», а можно слегка поцарапать крыло на
парковке. Но для страховых компаний• Страхование » Страховые компании вы теперь одинаково «опасный водитель• Транспорт » Автомобильный транспорт». И
будете годами платить за полис на порядок дороже, чем раньше. Поэтому многие
при мелких ДТП• Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) решают вопросы деньгами на месте, - добавляет Антон Шапарин.
А В ЭТО ВРЕМЯ…
ПОПАЛСЯ БЕЗ ПОЛИСА? ГОТОВЬ 5000 РУБЛЕЙ• Экономика » Финансы » Платежные средства » Российский рубль
• Экономика » Экономика России » Российский рубль
• Россия » Экономика России » Российский рубль
• История России » Монеты России » Российский рубль
Сейчас за управление автомобилем• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль без ОСАГО• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) положен штраф в размере 800 рублей• Экономика » Финансы » Платежные средства » Российский рубль
• Экономика » Экономика России » Российский рубль
• Россия » Экономика России » Российский рубль
• История России » Монеты России » Российский рубль.
Однако в Госдуме• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Го » Государственная Дума ФС РФ
• Россия » Государственное устройство России » Государственная Дума ФС РФ
• Государство » Государственное устройство России » Государственная Дума ФС РФ рассматривают законопроект• Государство » Законы и право » Законопроекты, согласно которому при повторном
нарушении придется заплатить уже 3000-5000.
- По разным оценкам, в России• Россия до 4 млн водителей• Транспорт » Автомобильный транспорт ездят без ОСАГО• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), -
рассказывает автоэксперт, партнер агентства• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ав » Автостат «Автостат• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ав » Автостат» Игорь Моржаретто. – А
попасть в ДТП• Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) по вине человека без какой-либо страховки я лично никому не
пожелаю. Мера, на мой взгляд, оправдана. Правда, эффект будет только в том
случае, если определять нарушителей и выносить штрафы начнут камеры в
автоматическим режиме.
- Согласен, ездить без страховки – моветон, - добавляет Антон Шапарин. – Полис
обязательно должен быть. Но если он становится дорогим, а выплаты не всегда
покрывают ремонт, неудивительно, что все больше народу предпочитают не тратить
на него свои деньги. Уверен, если пересмотреть тарифы и начать выплачивать
нормальные компенсации, количество таких людей резко снизится• Экономика » Макроэкономика » Валютный курс » Курс рубля
• Экономика » Финансы » Платежные средства » Валютный рынок » Валютный курс » Курс рубля и без штрафов.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
КАК МЕНЯЛАСЬ ЦЕНА НА ПОЛИС ОСАГО• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ
Год / Средняя стоимость полиса (руб• Экономика » Финансы » Платежные средства » Российский рубль
• Экономика » Экономика России » Российский рубль
• Россия » Экономика России » Российский рубль
• История России » Монеты России » Российский рубль)
2020 - 5559
2021 - 5590
2022 - 7683
2023 - 7738
2024 - 7660
По данным РСА• Страхование » Организации страховщиков России » Российский союз автостраховщиков (РСА)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Российский союз автостраховщиков (РСА).