Источник ИА Красная Весна, Москва
Заголовок Как видит войну Православие? Интервью со священником
Дата 20241002

Этим цветом    обозначаются известные системе слова и выражения, принимавшие участие в анализе данного текста, а таким    - идентифицированные, то есть соотнесенные с каким-либо объектом онтологической базы

============= Обработанный текст:
Как видит войну• Военные конфликты » Война Православие• Философия » Философские направления и школы » Религиозная философия » Богословие » Восточная Православная церковь? Интервью• Психология » Психические процессы » Речевая коммуникация » Интервью

• Средства массовой информации » Журналистика » Интервью
со священником• Религия » Духовные лица » Священник

Как видит войну• Военные конфликты » Война Православие• Философия » Философские направления и школы » Религиозная философия » Богословие » Восточная Православная церковь? Интервью• Психология » Психические процессы » Речевая коммуникация » Интервью

• Средства массовой информации » Журналистика » Интервью
со священником• Религия » Духовные лица » Священник

Виктор Васнецов. Воинствующий Христос• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ии » Иисус Христос. 1887

Историк Византии• Объект человек » Люди по роду занятий » Учёный » Ученые Византии » Историки Византии

• Наука по странам » Наука в Византии » Ученые Византии » Историки Византии
, кандидат философских наук• Объект человек » Люди по роду занятий » Учёный » Ученые степени и звания » Кандидат философских наук Герман Каптен , клирик храма• Религия » Культовые сооружения
Рождества• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ии » Иисус Христос » Рождество Христово Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Санкт-Петербург

• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Санкт-Петербург
(Чесменская церковь• Религия » Монотеизм » Христианство » Церковь

• Религия » Культовые сооружения » Церковь
), дал ИА
Красная Весна большое интервью• Психология » Психические процессы » Речевая коммуникация » Интервью

• Средства массовой информации » Журналистика » Интервью
о том, как относились к войне• Военные конфликты » Война и воинам
христиане• Религия » Монотеизм » Христианство Запада и Востока и как это отношение менялось со временем.

Первая часть интервью• Психология » Психические процессы » Речевая коммуникация » Интервью

• Средства массовой информации » Журналистика » Интервью
уже опубликована ранее . Во второй части мы вместе с
отцом Германом пытаемся разобраться, чем славянская воинская традиция
отличается от западноевропейской, с чем связаны представления о «катехоне»,
«Третьем Риме• История России » Третий Рим» и «священной войне», и кому должно наследовать в вопросе о
войне• Военные конфликты » Война Православие• Философия » Философские направления и школы » Религиозная философия » Богословие » Восточная Православная церковь XXI века.

ИА Красная Весна : К моменту появления христианства• Религия » Монотеизм » Христианство на Руси• Этнография » Этносы » Славяне » Русь у славян• Этнография » Этносы » Славяне уже была
определенная воинская традиция. Яркий тому пример — Святослав с его
представлениями о том, как должно воевать• Военные конфликты. Как проходил синтез
восточнохристианского и славянского представлений о войне• Военные конфликты » Война?

Смотрите также:

Мы совсем не знаем свою древнюю историю, а зря. Кургинян и Шафран на радио
«Звезда»

Иерей Герман Каптен : Мы знаем, что славяне• Этнография » Этносы » Славяне воевать• Военные конфликты умели и любили. В то же
время славяне• Этнография » Этносы » Славяне не германцы, и славянская военная религиозность отличается от
германской. Здесь мы сталкиваемся с очень серьезной проблемой: у нас
катастрофически мало источников, и как бы мы ни хотели реконструировать
мировоззрение славянского воина, полноценной картины у нас не получится.

По этой причине есть две крайности, в которые, к сожалению, впадают наши
«горе-фольк-историки». Первая крайность: «Мы народ воинов…», — и далее к
славяно-русам, ариям, гипербореям со всеми остановками. Вторая же крайность
состоит в представлении о том, что мы мирные и ни на кого сами не нападали.
Тот факт, что мы получили самую большую по континентальной площади из ныне
существующих страну, согласно данной точке зрения — вещь совершенно случайная.

На какие источники мы все же можем опереться? Остались описания в византийских
сочинениях, которые посвящены характеристике приграничных народов, как
например, упоминаемый ранее «Стратегикон» Маврикия. Сложно сказать, отличали
ли византийцы южных славян• Этнография » Этносы » Славяне » Южные славяне от восточных. Скорее всего, мы здесь имеем дело с
описанием общеславянских черт.

Во-первых, подчеркивается, что славяне• Этнография » Этносы » Славяне очень любят свободу. В их мировоззрении
присутствует идея свободной жизни, «воли», как мы говорим, ради которой стоит
сражаться. Для византийского многонационального населения это было не
характерно. Да, свобода — это хорошо, но ступать в безнадежный бой только ради
нее одной византиец бы не стал.

Во-вторых, в отличие от германской религиозности, где считалось, что воины с
оружием должны идти только вперед, славяне• Этнография » Этносы » Славяне были богаче в выборе тактических
приемов. Не считалось зазорным отступить, заманить притворным бегством,
использовать военные маневры, специфику местности или военную хитрость.
Франки, например, посчитали бы это нечестным. Славяне• Этнография » Этносы » Славяне же, как и византийцы, к
этому относились спокойно.

Таким образом, у славян• Этнография » Этносы » Славяне были специфические понятия о воинской доблести, но
насколько они были пронизаны религиозными идеями, сказать сложно. Имело ли
место среди славян• Этнография » Этносы » Славяне что-то наподобие «братства Перуна», источники не сообщают.

Что еще мы можем узнать? Вы в своем вопросе упомянули Святослава, и,
действительно, его личность во многом показательна. Любопытен его отказ от
крещения, о котором есть конкретное свидетельство летописания. На предложение
своей матери принять христианство, Святослав отвечает: «Меня дружина засмеет».
Может показаться (по крайней мере сейчас так многие говорят), что у Святослава
присутствует представление о христианстве• Религия » Монотеизм » Христианство как о религии миролюбивых и слабых
людей. Однако в тот момент в дружине князя уже были воины-христиане• Религия » Монотеизм » Христианство, что
вполне его устраивало. Что в таком случае имеется в виду?

Принятие христианства• Религия » Монотеизм » Христианство от Византии автоматически означало вассальную или
полу-вассальную зависимость. Ведь греки с IX века активно занимались
миссионерством среди своих северных соседей, и принятие христианства• Религия » Монотеизм » Христианство
воспринималось ими как один из рычагов влияния, хотя бы на направление набегов
недавно обращенных народов. Это очень хорошо известно по болгарскому примеру.
Как только болгары приняли христианство, им стали говорить, что христиане• Религия » Монотеизм » Христианство
вообще-то не воюют• Военные конфликты с другими христианами• Религия » Монотеизм » Христианство, поэтому вы уж, пожалуйста, нас-то не
грабьте. И болгары, пусть и не сразу, но эту идею восприняли и успокоились.

Учитывая, что Святослав в то время планировал воевать• Военные конфликты с византийцами в
Болгарии• Болгария
, вопрос крещения он воспринимал как политический. Что означает в этом
смысле «дружина засмеет»? Я приму христианство• Религия » Монотеизм » Христианство и не смогу пойти на богатые
земли. Меня дружина спросит: «Ты почему христианство• Религия » Монотеизм » Христианство принял, мирным что ли
стал?»

Святослав воспринимает себя в контексте дружины, а не сам по себе. Принять
крещение — не только лишь его личный религиозный выбор, в отличие от Ольги,
которая, будучи княгиней, все-таки имела такую возможность. Святослав —
полководец и вождь. Для него принятие христианства• Религия » Монотеизм » Христианство — это политический выбор.

Наверное, здесь кроется главное отличие славянской воинской религиозности от
германской. В Западной Европе• Политика » Геополитика » Западная Европа воин — это рыцарь, готовый на великие подвиги.
Читаем в «Песне о Роланде», где Роланд объясняет своему другу Оливье, что он
не будет просить помощи у короля, что он сам, без чьей бы то ни было помощи,
сдержит и отбросит мавров. У нас военная религиозность скорее имела
коллективный характер, акцент ставился на дружине. Война• Военные конфликты » Война, в первую очередь, —
дело общественное, а не личные подвиги.

Похожее отношение к военному ремеслу• Народные художественные промыслы » Ремесло как к делу коллективному, мы видим в
русских былинах. Читая их, можно заметить, что сказитель несколько с
осуждением описывает те ситуации, где богатыри совершают
«индивидуалистические» подвиги. «Слишком уж ты перебрал», — прокомментирует
рассказчик действия героя, который в конкретной ситуации руководствовался
больше личными мотивами. Но совсем другое дело, когда совершаются подвиги ради
общества. Да, князь может его как-то направлять, ставить задачи, должно
понимать, что ратный подвиг не может быть самоцелью. Что князь, что рядовой
дружинник сражаются ради общества в целом, пусть для некоторых оно
ограничивается лишь узким кругом соратников.

И вот, на эти представления затем ложится христианство• Религия » Монотеизм » Христианство. В Византии никогда не
понимались в военном аспекте слова Христа• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ии » Иисус Христос: «Нет больше той любви, аще кто
положит душу свою за други своя». А у нас это очень хорошо легло, ведь это как
раз то, что мы понимаем! У нас очень рано военная религиозность стала
окрашиваться элементами жертвенности. Почему, например, Борис и Глебсвятые?
Ведь у них была возможность, имея дружину, от Святополка отбиться.

Однако, переживая внутренний кризис, противоречие между личным и общественным,
они выбрали общественное и погибли, не сопротивляясь. Они приняли смерть ради
того, чтобы государство («Русьская» земля, как тогда писали) не сотрясала
междоусобная война• Военные конфликты » Война.

Для русской• Этнография » Этносы » Народы России » Русские » Этнонимы Русских

• Россия » Народы России » Русские » Этнонимы Русских

• Филология » Лингвистика » Лексикология » Ономастика » Этнонимика » Этнонимы Русских

• Филология » Лингвистика » Русский язык » Этнонимы Русских
христианизированной военной религиозности был важен не факт того,
что ты воюешь• Военные конфликты, а то, ради чего или ради кого ты воюешь• Военные конфликты. Таким образом,
отношение восточных славян• Этнография » Этносы » Славяне » Восточные славяне

• История России » История России до VIII века » Восточные славяне
к войне• Военные конфликты » Война оказывается где-то посредине между
западноевропейским и византийским. С одной стороны, у нас был вполне воспринят
византийский принцип о том, что война• Военные конфликты » Война — это меньшее из возможных зол (если не
воевать• Военные конфликты, будет еще хуже). С другой стороны, наравне с этим было понятие общего
блага, ради которого воевать• Военные конфликты все-таки стоит.

Русь• Этнография » Этносы » Славяне » Русь, как и Византия, — это пограничная цивилизация. Все серьезные войны• Военные конфликты » Война
русского• Этнография » Этносы » Народы России » Русские » Этнонимы Русских

• Россия » Народы России » Русские » Этнонимы Русских

• Филология » Лингвистика » Лексикология » Ономастика » Этнонимика » Этнонимы Русских

• Филология » Лингвистика » Русский язык » Этнонимы Русских
государства — это войны• Военные конфликты » Война с иноверцами, в отличие от западноевропейских
стран, где в основном христиане• Религия » Монотеизм » Христианство воевали• Военные конфликты между собой. По этой причине на Западе
сформировалось понятие рыцарской войны, где есть определенные правила ее
ведения, понятие о чести и т. д. У нас в этом отношении все было намного
жестче, так как мы в ходе военных действий• Военные конфликты » Война защищали нашу культуру, наш образ
жизни
, нашу религию, в конце концов.

Как и в Византии, на Руси• Этнография » Этносы » Славяне » Русь идеалом жизни было монашество• Религия » Монотеизм » Монашество

• Религия » Монотеизм » Христианство » Монашество
. Монахи• Религия » Монотеизм » Монашество » Монахи

• Религия » Монотеизм » Христианство » Монашество » Монахи
на Руси• Этнография » Этносы » Славяне » Русь
принципиально не воевали• Военные конфликты, потому что, если ты уходишь из общества, то ты для
него становишься мертвым. Тебя нельзя принудить платить налоги, нельзя
заставить что-то делать, но и защищать тебя никто не обязан. Поэтому, когда,
например, в V веке варвары нападают на Синайский монастырь, ограбив и перебив
большую часть его жителей, никто в Византии не возмущался насчет бездействия
властей• Философия » Философские направления и школы » Религиозная философия » Богословие » Власти (ангельский чин) и легионов. Да, монахи• Религия » Монотеизм » Монашество » Монахи

• Религия » Монотеизм » Христианство » Монашество » Монахи
стали мучениками, но их гибель была по воле
Бога.

Монах• Религия » Монотеизм » Монашество » Монахи

• Религия » Монотеизм » Христианство » Монашество » Монахи
на Руси• Этнография » Этносы » Славяне » Русь, конечно, из общества уходит, но не до конца, и какие-то задачи
перед ним остаются. Конечно, как феномен, воюющее• Военные конфликты монашество• Религия » Монотеизм » Монашество

• Религия » Монотеизм » Христианство » Монашество
, по типу
духовно-рыцарских орденов, у нас не сформировалось. Но и границы между военным
и гражданским населением в XII веке у нас определялись не так четко, как в
Византии, где государственность в то время была развита лучше. К тому же Русь• Этнография » Этносы » Славяне » Русь
имеет огромные открытые пространства, прикрыть которые полностью практически
невозможно.

Важно помнить, что на Руси• Этнография » Этносы » Славяне » Русь были огромные монастыри• Религия » Культовые сооружения, богатые, привлекательные
цели возможных нападений. Византийский опыт, где, в среднем, в монастырях• Религия » Культовые сооружения жило
по 5–6 человек, у нас не прижился. Нечто похожее пытался построить Нил
Сорский
, но безуспешно. В таком случае, что делать, если ты монах• Религия » Монотеизм » Монашество » Монахи

• Религия » Монотеизм » Христианство » Монашество » Монахи
и твой
монастырь• Религия » Культовые сооружения атакуют? Или, если ты священник• Религия » Духовные лица » Священник, который служит в селе, а на село
нападают половцы, монголы, татары и пр.? Надо защищаться. Опять же, не ради
себя — ради общества.

Тем не менее, согласно Василию Великому• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ва » Василий Великий, даже если клирик убивает при
самозащите, он извергается из сана. Для Василия Великого• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ва » Василий Великий это вопрос
индивидуальный: если есть священник• Религия » Духовные лица » Священник и он убил, надо описать его личную
ответственность за совершенное деяние.

В Древнерусском государстве по этому поводу в течение XII века несколько раз
отправлялся запрос в Константинополь• Болгария » История Болгарии » Османская империя » Константинополь: «Аще поп• Религия » Духовные лица » Священник на брани убиет, может ли
литургисати?» Это очень интересно описал Александр Мусин в своей книге
«Milites Christi Древней Руси». Ответ из Византии: «Се запрещено святыми
канонами». Русский• Этнография » Этносы » Народы России » Русские » Этнонимы Русских

• Россия » Народы России » Русские » Этнонимы Русских

• Филология » Лингвистика » Лексикология » Ономастика » Этнонимика » Этнонимы Русских

• Филология » Лингвистика » Русский язык » Этнонимы Русских
переводчик, читая ответ из Византии, думает, что в тексте
ошибка. И переводит: «Се не запрещено святыми канонами». Почему? Потому что в
глазах русского• Этнография » Этносы » Народы России » Русские » Этнонимы Русских

• Россия » Народы России » Русские » Этнонимы Русских

• Филология » Лингвистика » Лексикология » Ономастика » Этнонимика » Этнонимы Русских

• Филология » Лингвистика » Русский язык » Этнонимы Русских
книжника это наиболее адекватный ответ.

ИА Красная Весна : Но здесь сразу же вспоминается Андрей Рублев• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ан » Андрей Рублёв, который,
случайно убив человека, берет обет молчания на долгие годы .

Иерей Герман Каптен : Андрей Рублев• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ан » Андрей Рублёв жил на рубеже XIV и XV веков, к этому
времени элементы государственности на Руси• Этнография » Этносы » Славяне » Русь были уже достаточно развиты. Уже
есть представление о том, что в обществе каждая группа имеет свои задачи.
Воины обязаны воевать• Военные конфликты, купец — торговать, ремесленник• Народные художественные промыслы » Ремеслопроизводить.
Соответственно, если ты монах• Религия » Монотеизм » Монашество » Монахи

• Религия » Монотеизм » Христианство » Монашество » Монахи
, твоя задача молиться. Конечно, на практике
угроза татарских набегов вносила свои коррективы, но уже распространяется
идея, что служителю церкви• Религия » Духовные лица » Священник недостойно брать в руки оружие.

Более того, Андрей Рублев• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ан » Андрей Рублёв был учеником Сергия Радонежского. А Троице-Сергиева
лавра• Религия » Культовые сооружения » Христианская архитектура » Всемирное Наследие Христианство » Всемирное Наследие Православие » Троице-Сергиева лавра

• Религия » Культовые сооружения » Монастыри » Монастыри по Религиям » Христианские храмы и монастыри » Православные монастыри » Троице-Сергиева лавра

• Россия » Культура России » Всемирное Наследие в России » Троице-Сергиева лавра

• Россия » Здания и сооружения России » Монастыри России » Монастыри Московской области » Троице-Сергиева лавра

• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ру » Русская православная церковь (РПЦ) » Монастыри России » Монастыри Московской области » Троице-Сергиева лавра

• Культура » Культура России » Всемирное Наследие в России » Троице-Сергиева лавра

• Культура » Всемирное наследие » Всемирное наследие по алфавиту » Троице-Сергиева лавра
в XV веке — это один из мощнейших элементов проникновения византийских
принципов на Руси• Этнография » Этносы » Славяне » Русь. Неудивительно, что ученики Сергия Радонежского были более
плотно связаны с византийской традицией, чем их окружение.

ИА Красная Весна : Хочется спросить Вас уже как священнослужителя, а не
историка. В апреле этого года патриарх Кирилл• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ки » Кирилл (Патриарх Московский) в наказе Всемирного русского
народного собора• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Вс » Всемирный русский народный собор (ВРНС)
заявил, что «c духовно-нравственной точки зрения специальная
военная операция• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО)
является Священной войной, в которой Россия• Россия и ее народ,
защищая единое духовное пространство Святой Руси, выполняют миссию
удерживающего“, защищающего мир от натиска глобализма и победы впавшего в
сатанизм Запада». Почему об этом говорится именно сейчас, и к чему это
адресует в исторической и духовно-религиозной сферах?

Иерей Герман Каптен : Здесь переключение из режима историка в режим
современного человека довольно сложно, потому что сразу встает вопрос: а
наследниками какой традиции мы являемся? С позиции западного богословия• Философия » Философские направления и школы » Религиозная философия » Богословие,
Священная война — это юридический термин, который имеет четкие критерии. И
законная церковная власть• Философия » Философские направления и школы » Религиозная философия » Богословие » Власти (ангельский чин), основываясь на принципах, выработанных Августином и
Фомой Аквинским, обозначает данный военный конфликт• Военные конфликты священной войной.

В Византии использовалось понятие «справедливая война• Военные конфликты » Война » Справедливая война

• Философия » Философские направления и школы » Религиозная философия » Богословие » Справедливая война

• Философия » Разделы философии » Этика » Справедливая война
», которое было
отношением, литературным описанием, а не юридическим термином. Для восточного
христианства
было не характерно рассматривать и определять статус военных
конфликтов• Военные конфликты
процессуально, как будто бы здесь идет речь о правовой норме.

ИА Красная Весна : Каково тогда отношение простого верующего, оказавшегося на
СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО)? Нет ли здесь ощущения, что это действительно столкновение «двух
враждебных полюсов»?

Иерей Герман Каптен : Тут важен вопрос, а мы кто? Если вы прочитаете «Основы
социальной концепции Русской Православной Церкви• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ру » Русская православная церковь (РПЦ) » Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви

• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Декларация » Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви
», раздел про войну и мир, вы
увидите, что Августин• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ар » Архиепископ Львовский и Галицкий Августин и Василий Великий• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ва » Василий Великий в нем цитируются вместе. Для Византии
был актуален Василий Великий• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ва » Василий Великий, но не актуален Августин, а для западной
средневековой Европы• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз

• Физико-географические регионы » Европа
— наоборот.

В таком случае Православная церковь• Философия » Философские направления и школы » Религиозная философия » Богословие » Восточная Православная церковь

• Религия » Монотеизм » Христианство » Христианские церкви » Православные церкви
XXI века — это кто? Преемники Византии и
не более того? Или мы наследники общехристианской традиции, и Августин• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ар » Архиепископ Львовский и Галицкий Августин тоже
наш святой, и написанное им для нас так же актуально, как и наследие Василия
Великого• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ва » Василий Великий
?

ИА Красная Весна : Формально Августин• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ар » Архиепископ Львовский и Галицкий Августин жил до раскола .

Иерей Герман Каптен : Да, поэтому ничего не мешает нам считать и его нашим
духовным учителем.

Давайте по пунктам разберем, что сказал патриарх. Во-первых, в силу специфики
устройства Православной церкви• Философия » Философские направления и школы » Религиозная философия » Богословие » Восточная Православная церковь

• Религия » Монотеизм » Христианство » Христианские церкви » Православные церкви
у нас нет механизма объявлять что-то священной
войной
, в отличие от католичества, где папа может провозгласить крестовый
поход
или священную войну, и католики с нашитыми на груди крестами пойдут
вперед.

Патриарх в данной ситуации высказывает, в первую очередь, свое личное мнение.
Поскольку же он имеет правообязанность) выражать мнение церковного
большинства, то его слова означают буквально следующее: «В Церкви• Религия » Монотеизм » Христианство » Церковь

• Религия » Культовые сооружения » Церковь
многие
считают вот так, и я к этому мнению присоединяюсь». Мы, в целом, не особо
акцентируем внимание на юридических аспектах.

Во-вторых, прав ли патриарх в том, что происходящее является экзистенциальным
вызовом? Я полагаю, что это мысль вполне обоснована. На Западе существует ряд
сравнительно новых ценностных постулатов, с которыми мы не согласны и по
поводу которых нас обвиняют последние лет 15 или более.

Далее, является ли понятие «удерживающего фактора» исконно православным• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ии » Иисус Христос » Рождество Христово? Да,
является. Может быть, в строгом смысле это не догматика• Философия » Философские направления и школы » Религиозная философия » Богословие » Догматика, но, как минимум, это
мнение, являющееся с III века очень влиятельным. Здесь мы опираемся на целый
комплекс эсхатологических• Философия » Философские направления и школы » Религиозная философия » Богословие » Эсхатология представлений православной церкви• Философия » Философские направления и школы » Религиозная философия » Богословие » Восточная Православная церковь

• Религия » Монотеизм » Христианство » Христианские церкви » Православные церкви
, которые
формировались в течение долгого времени.

Согласно данным представлениям, история мира должна закончиться апокалипсисом• Религия » Религиозная терминология » Апокалипсис.
Однако свой окончательный вариант она получила около VII века в откровении
Псевдо-Мефодия Патарского — интереснейшем тексте, очень влиятельном и важном
для понимания специфики восприятия истории на Руси• Этнография » Этносы » Славяне » Русь. У нас этот текст
фактически воспринимался как Священное Писание• Религия » Монотеизм » Христианство » Библеистика » Библия » Священное писание.

В нем трактуется видение о пяти царствах, изложенное в конце книги пророка
Даниила• Религия » Монотеизм » Христианство » Библеистика » Библия » Ветхий Завет » Книги Ветхого Завета » Книга пророка Даниила
, которое традиционно у нас описывается как смена мировых империй• Политика » Геополитика » Империя

• Политология » Формы государства » Империя
:
Ассирийская, Вавилонская, Персидская, Греческая и Римская, где Римская
описывается как последняя. Сергей Сергеевич Аверинцев, наш выдающийся
исследователь, в своих работах по византийской культуре показывает, что уже в
III веке из этого представления рождается мысль, согласно которой пока стоит
Римская империяАнтихрист не придет. И, действительно, такая мысль уже была
у Тертуллиана, хотя он был не против скорейшего краха империи, но лишь для
того, чтобы второе пришествие произошло.

ИА Красная Весна : Такое желание, казалось бы, не сильно вяжется с понятием о
катехоне .

Иерей Герман Каптен : Но мы здесь говорим о судьбах мировых империй• Политика » Геополитика » Империя

• Политология » Формы государства » Империя
! Это же
интересно! Это то, как люди тысячу лет назад понимали и переживали историю.
Люди верили, что есть программа истории, которая предопределена божественным
помышлением. Мы сейчас говорим о геополитике, можем вспомнить Хантингтона, а
откровение Мефодия Патарского в начале второго тысячелетия воспринималось
фактически как главный геополитический и историко-философский текст.

В итоге Римская империя пала. Где Антихрист? Тогда на Западе появляется идея
translatioimperri (переход империи): Рим не пал, он перешел из Рима в Аахен, в
империю Карла Великого.

Для Византии данная концепция была не актуальна, ведь Рим — это Византия, они
ромеи. И на Руси• Этнография » Этносы » Славяне » Русь вопрос об Антихристе возник только тогда, когда в свою
очередь пал Константинополь• Болгария » История Болгарии » Османская империя » Константинополь. Тогда в XVI веке возникает идея Третьего Рима• История России » Третий Рим
Филофея Псковского. «Первые два Рима — подоша, третий стоит, а четвертому — не
быть». Важно, что фраза «четвертому Риму — не быть» означает, что с позиции
Филофея новой «трансляции» не произойдет. Поэтому именно после падения
Третьего Рима• История России » Третий РимРуси• Этнография » Этносы » Славяне » Русь начнется апокалипсис• Религия » Религиозная терминология » Апокалипсис. Поэтому патриарх сказал ровно то,
что является квинтэссенцией идеи, идущей с III века.

ИА Красная Весна : Но ведь мы почему-то эту традицию сейчас вспомнили? Не от
того ли, что Рим, как образ христианского• Религия » Монотеизм » Христианство государства, нам близок сейчас в
первую очередь своими ценностями, в том смысле, что разворачивающаяся СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО)
это борьба за образ человека в XXI веке? Появится ли обновленное представление
о человеке как о ключевом звене в историческом процессе или возобладает мысль
об его исчерпанности? Этот вопрос во многом решается сейчас на поле боя .

Иерей Герман Каптен : Вы верно отметили, что это не вопрос вероисповедания. На
Западе
есть много католических священников• Религия » Религиозные деятели » Деятели католицизма » Католические священники, которые воспринимают ситуацию
точно так же и солидарны с нами в оценке ситуации. Но я бы побоялся давать
однозначно позитивную оценку процессам на нашей стороне. Мы слишком были
завязаны на Западе идеологически, экономически и культурно. Боюсь, что
какие-то тенденции, уже реализованные там, будут реализованы со временем и у
нас
. Мне хочется надеяться, что наше неприятие современного западного мира
растет из понимания его внутренних проблем, а не из нашей вульгарности и
«тормознутости».

ИА Красная Весна : Действительно, Россия• Россия не спряталась таким образом от
общемировой проблемы. Но пока общество не обрело толерантность к данным
ценностям, остается возможность разрешить проблему в положительном ключе .

Иерей Герман Каптен : Надеюсь, что наша «нетерпимость» проистекает из
внутренних устоев. Исторический опыт Европы• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз

• Физико-географические регионы » Европа
наталкивает на мысль, что у
каждого цивилизационного типа есть некий набор базовых установок, интенцией и
стремлений, который существенным образом влияют на их политику. По аналогии с
геополитикой этот набор можно назвать ноо-политикой (от греч. «нус» — Разум).

В этом отношении, что бы европеец• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз ни делал, пока он жив, он будет
восстанавливать Римскую империю. Рим восстанавливали сначала силами династий
(от Карла Великого до империи Габсбургов• Словакия » История Словакии » Габсбургская монархия

• Словения » История Словении » Габсбургская монархия

• История Австрии » Габсбургская монархия
), в эпоху национальных государств
силами национальных государств. Последняя на сегодняшний день попытка с
треском провалилась в мае 1945 года. Евросоюз• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз — это попытка принципиально
по-новому собрать Рим, уже с помощью системы взаимных договоров между
национальными государствами.

Однако и мы такие же. Для нас государственно-образующая идея — «Москва —
Третий Рим• История России » Третий Рим
». Чтобы мы ни делали, мы будем пытаться строить многонациональную
империю, вторую Византию. Когда просыпается имперское сознание? При Иване III• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ио » Иван III Васильевич.
Как только Византия окончательно покидает историческую сцену, мы перехватываем
у нее эстафету. В XVI веке идея «Москва — Третий Рим• История России » Третий Рим» уже четко
сформулирована, а при Иване Грозном• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ив » Иван Грозный становится фактически государственной
идеологией (о чем он говорил сам).

С началом правления династии Романовых• История России » Дворянство России » Дворянские Роды России » Романовы данная религиозно-политическая
концепция, сформированная преимущественно на идеях Филофея, модернизируется, и
при Петре I• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Пе » Петр I Алексеевич (Великий) становится скорее светским геополитическим проектом. Показательно,
что многие реформы Петра вдохновлены византийскими реформами, а, например,
проект Леблона по застройке Петербурга• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Санкт-Петербург

• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Санкт-Петербург
предполагал очень определенную
идеологическую концепцию. Согласно плану, императорский дворец, расположенный
на Васильевском острове, должны были окружать православный• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ии » Иисус Христос » Рождество Христово, католический и два
протестантских храма• Религия » Культовые сооружения. Идея соединить под императорской властью• Философия » Философские направления и школы » Религиозная философия » Богословие » Власти (ангельский чин)
многоконфессиональную страну, в которой будут объединены все народы и
конфессии, рассматривалась очень серьезно. И такую империю действительно
строили.

В конце XIХ века проект начал загибаться и фактически был похоронен в Первой
мировой войне• История России » Российская империя » Первая мировая война
. Но идея Третьего Рима• История России » Третий Рим настолько в нас въелась, что иначе мы уже
не можем. И когда заговорили о построении социализма в отдельно взятой стране,
это мечта возродилась. Советская Союз• Союз Советских Социалистических Республик (СССР) — это тоже «Третий Рим• История России » Третий Рим» с той оговоркой,
что коммунистическая идеология заместила некоторые догматические позиции
христианства• Религия » Монотеизм » Христианство.

Пока мы русские• Этнография » Этносы » Народы России » Русские » Этнонимы Русских

• Россия » Народы России » Русские » Этнонимы Русских

• Филология » Лингвистика » Лексикология » Ономастика » Этнонимика » Этнонимы Русских

• Филология » Лингвистика » Русский язык » Этнонимы Русских
, вне зависимости от национальной принадлежности, пока мы
читаем и чтим Пушкина. В нас живет русский• Этнография » Этносы » Народы России » Русские » Этнонимы Русских

• Россия » Народы России » Русские » Этнонимы Русских

• Филология » Лингвистика » Лексикология » Ономастика » Этнонимика » Этнонимы Русских

• Филология » Лингвистика » Русский язык » Этнонимы Русских
культурный код, и мы в рамках этой
парадигмы будем пытаться строить империю. Но тут возникает проблема: этим мы
обречены на противостояние с Европой• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз

• Физико-географические регионы » Европа
. Два Рима одновременно стоять не могут.
Как бы мы ни пытались сродниться с европейцами• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз, мы для них чужие, мы никогда
не были частью «их» Рима и всегда останемся для них восточными варварами.

ИА Красная Весна : Говоря о противостоянии Европы• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз

• Физико-географические регионы » Европа
(шире — коллективного
Запада) и России• Россия, мы снова вернулись к специальной военной операции• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО). Вопрос к
Вам как к священнослужителю: если к Вам придет человек, участвующий в боевых
действиях на Украине• Военные конфликты » Военные действия » Военные действия в Украине
, о чем бы Вы с ним говорили?

Иерей Герман Каптен : Моя задача как священника• Религия » Духовные лица » Священник — в первую очередь утешить
человека, дать ему ориентир, поддержать его в том, к чему он стремится. Я не
считаю себя вправе навязывать свое мировоззрение тому, кто воюет• Военные конфликты или воевал• Военные конфликты.
По меньшей мере, это некультурно и неэтично. Нет ситуации, когда приходит
человек и спрашивает: ради чего я воюю• Военные конфликты? У него уже есть ответ на этот вопрос.
Здесь задача церкви• Религия » Монотеизм » Христианство » Церковь

• Религия » Культовые сооружения » Церковь
, как я ее вижу, в том, чтобы принять человека и помочь ему
пережать полученный опыт. Ведь в той или иной форме ПТСР есть у всех.

Ко мне может прийти человек с вопросом: греховно ли то, что я делал на войне• Военные конфликты » Война?
И я не могу просто ему сказать, что никакого греха тут нет, иди воюй• Военные конфликты дальше.
Если он планирует воевать• Военные конфликты дальше, я попытаюсь поддержать его в том, чтобы он
дальше выполнял свой долг, был жив и здоров.

Надо воевать• Военные конфликтыиди воюй• Военные конфликты, а о нравственном аспекте лучше подумать после того,
как кончится война• Военные конфликты » Война. В Российской империи• История России » Российская империя на этот счет была прекрасная
практика: после завершения войны• Военные конфликты » Война налагать годовое покаяние для всех ее
участников. Просто для очищения совести и для того, чтобы найти мир в своей
душе.

Увы, эта практика в наше время подойдет не для всех. Но если участник войны
пришел в церковь• Религия » Монотеизм » Христианство » Церковь

• Религия » Культовые сооружения » Церковь
, то он, в той или иной степени, является верующим. Поэтому
ему вполне можно дать совет: по завершению войны• Военные конфликты » Война пожить год в монастыре• Религия » Культовые сооружения, можно
как как послушник или просто как гость с намерением вернуться «в мир», когда
душа найдет покой.

Так или иначе необходимо, чтобы человек, вернувшийся с войны• Военные конфликты » Война, не оказался в
изоляции. Это самое страшное. Будешь сидеть один дома — сопьешься. Он не
должен стать представителем потерянного поколения, как это случилось с теми,
кто вернулся с полей первой мировой• История России » Российская империя » Первая мировая война. Поэтому для верующего человека год в
монастыре• Религия » Культовые сооружения — это хороший способ разделить военную жизнь и гражданскую периодом
совершенно иного образа жизни. Федор Ушаков, например, считал данный способ
наилучшим.

Самое главное, на мой взгляд, до войны• Военные конфликты » Война, во время ее и после войны• Военные конфликты » Война заниматься
сознательным, созидательным трудом, ставить перед собой маленькие и на первый
взгляд сугубо утилитарные задачи (детей воспитать, ипотеку закрыть и т. п.), с
помощью которых человек постепенно выкарабкается.

Подчеркну, что работа священника• Религия » Духовные лица » Священник здесь дополняет работу психолога• Психология » Психологи. Это не
взаимоисключающие вещи. Сейчас нужно больше конференций, где социальные
работники
, психологи• Психология » Психологи, представители различных конфессий, врачи, психиатры и
другие делились бы своим опытом работы. Я могу много сказать с позиции
церковной жизни, что-то могу рассказать как историк, но по мере сил я также
пытаюсь расширить свои знания и в психологии• Психология, так как этой сферой тоже нужно
заниматься.

Люди не в первый раз воюют• Военные конфликты, и у церкви• Религия » Монотеизм » Христианство » Церковь

• Религия » Культовые сооружения » Церковь
тоже какой-то опыт реабилитации есть.
Пусть он не подойдет для всех без исключения, но для кого то именно он может
стать дорогой к спокойной жизни после фронта.

ИА Красная Весна : Большое спасибо за интервью• Психология » Психические процессы » Речевая коммуникация » Интервью

• Средства массовой информации » Журналистика » Интервью
! .

Читайте также: Как менялось отношение христианства• Религия » Монотеизм » Христианство к войне• Военные конфликты » Война на Западе и
Востоке. Интервью• Психология » Психические процессы » Речевая коммуникация » Интервью

• Средства массовой информации » Журналистика » Интервью

============= Итог: 14,0449 ; Религия#Монотеизм#Христианство#Иисус Христос 6,9725 ; Религия#Монотеизм#Христианство#Церковь 5,0862 ; Религия#Монотеизм#Христианство#Христианские церкви#Православные церкви 4,4362 ; Религия#Монотеизм#Христианство#Монашество#Монахи 3,8621 ; Религия#Духовные лица#Священник 3,8621 ; Религия#Религиозная терминология#Апокалипсис#Эсхатология 2,5837 ; Религия#Монотеизм#Христианство#Библеистика#Библия#Священное писание 1,8936 ; Религия#Религиозные деятели#Деятели католицизма#Католические священники 1,7084 ; Религия#Монотеизм#Христианство#Библеистика#Библия#Ветхий Завет #Книги Ветхого Завета#Книга пророка Даниила 1,6667 ; Религия#Культовые сооружения#Христианская архитектура #Всемирное Наследие Христианство#Всемирное Наследие Православие #Троице-Сергиева лавра 4,8250 ; Военные конфликты#Война#Справедливая война 4,3250 ; Военные конфликты#Военные действия#Специальная военная операция (СВО) #Военные действия в Украине 4,3250 ; Военные конфликты#Военные действия#Военные действия в Украине #Специальная военная операция (СВО) 6,4000 ; Философия#Философские направления и школы#Религиозная философия #Богословие#Восточная Православная церковь 6,2000 ; Философия#Философские направления и школы#Религиозная философия #Богословие#Эсхатология#Апокалипсис 6,2000 ; Философия#Философские направления и школы#Религиозная философия #Богословие#Власти (ангельский чин) 6,0000 ; Философия#Философские направления и школы#Религиозная философия #Богословие#Догматика 4,4594 ; Этнография#Этносы#Народы России#Русские#Этнонимы Русских 3,4188 ; Этнография#Этносы#Славяне#Русь 2,7188 ; Этнография#Этносы#Славяне#Южные славяне 2,7188 ; Этнография#Этносы#Славяне#Восточные славяне 3,5438 ; Психология#Психические процессы#Речевая коммуникация#Интервью 2,0750 ; Психология#Психологи 3,5000 ; История России#Российская империя#Первая мировая война 3,0750 ; История России#Дворянство России#Дворянские Роды России#Романовы #Петр I Алексеевич (Великий) 3,0000 ; История России#Российская империя #Союз Советских Социалистических Республик (СССР) 2,1000 ; История России#Третий Рим 2,0000 ; Союз Советских Социалистических Республик (СССР)#Российская империя 2,0000 ; Союз Советских Социалистических Республик (СССР)#Россия 1,6250 ; Политика#Геополитика#Империя 1,6250 ; Политика#Геополитика#Западная Европа 1,3330 ; Государство#Законы и право#Теория государства и права#Правовые акты #Декларация#Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви 1,3281 ; Наука по странам#Наука в Византии#Ученые Византии#Историки Византии 1,2500 ; Народные художественные промыслы#Ремесло 1,2500 ; История Австрии#Габсбургская монархия 7,2125 ; Россия#Союз Советских Социалистических Республик (СССР) 7,2125 ; Россия#Евросоюз 3,1016 ; Россия#Федеральные округа РФ#Северо-Западный федеральный округ #Санкт-Петербург 2,9062 ; Болгария#История Болгарии#Османская империя#Константинополь 1,3125 ; Словакия#История Словакии#Габсбургская монархия

============= Объекты: персоналии Андрей Рублёв Архиепископ Львовский и Галицкий Августин Василий Великий Иван III Васильевич Иван Грозный Государь, великий князь московский и всея Руси, 1530-1584. Иисус Христос Христианство Кирилл (Патриарх Московский) Патриарх Московский и всея Руси Петр I Алексеевич (Великий) Последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, 1672-1725. Романовы организации Всемирный русский народный собор (ВРНС) Евросоюз тип_поселения Константинополь город Санкт-Петербург город

============= Географические объекты: 1 42.650000000,25.400000000 Болгария 2 56.310277778,38.129444444 Религия#Культовые сооружения#Христианская архитектура #Всемирное Наследие Христианство #Всемирное Наследие Православие#Троице-Сергиева лавра 3 55.755555556,37.617500000 Россия 4 59.938888889,30.315555556 Россия#Регионы России#Субъекты Российской Федерации #Города федерального значения России#Санкт-Петербург

============= Связи: Военные действия в Украине # ассоциации # Специальная военная операция (СВО) Европа # ассоциации # Евросоюз Иван Грозный # wikilinks # Иван III Васильевич Кирилл (Патриарх Московский) # ассоциации # Всемирный русский народный собор (ВРНС) Россия # ассоциации # Союз Советских Социалистических Республик (СССР) Россия # ассоциации # Евросоюз Союз Советских Социалистических Республик (СССР) # ассоциации-4 # Российская империя Эсхатология # ассоциации # Апокалипсис


Copyright © 2007-2024 ООО «RelTeam»