Источник Военное обозрение.ru, Ижевск
Заголовок Воздушный шар, гордость и безумие: как шведский инженер пытался покорить Северный полюс
Дата 20240916

Этим цветом    обозначаются известные системе слова и выражения, принимавшие участие в анализе данного текста, а таким    - идентифицированные, то есть соотнесенные с каким-либо объектом онтологической базы

============= Обработанный текст:
Воздушный шар• Авиация » Аэростат » Воздушный шар, гордость и безумие: как шведский инженер пытался покорить Северный
полюс• Физико-географические регионы » Арктика » Северный полюс

• Метеорология » Климатология » Экстремальные точки Земли » Полюса Земли » Северный полюс

Воздушный шар• Авиация » Аэростат » Воздушный шар, гордость и безумие: как шведский инженер пытался покорить
Северный полюс• Физико-географические регионы » Арктика » Северный полюс

• Метеорология » Климатология » Экстремальные точки Земли » Полюса Земли » Северный полюс

Сегодня, 04:02 0

Рождение безумной идеи

В конце XIX века арктические• Политика » Арктический регион

• Физико-географические регионы » Арктика
исследования• Деятельность профессиональная, научная и техническая » Научные исследования и разработки переживали череду неудач. Попытки
достичь Северного полюса• Физико-географические регионы » Арктика » Северный полюс

• Метеорология » Климатология » Экстремальные точки Земли » Полюса Земли » Северный полюс
на санях и кораблях заканчивались провалом, и никто
даже не знал наверняка, находится ли полюс• Физико-географические регионы » Арктика » Северный полюс

• Метеорология » Климатология » Экстремальные точки Земли » Полюса Земли » Северный полюс
на суше или на море. В этот момент
на сцену вышел Саломон Август Андре, шведский инженер и
любитель-воздухоплаватель, который вынашивал идею, казавшуюся совершенно
безумной – настолько, что она могла сработать. Полет к полюсу• Физико-географические регионы » Арктика » Северный полюс

• Метеорология » Климатология » Экстремальные точки Земли » Полюса Земли » Северный полюс
на воздушном
шаре• Авиация » Аэростат » Воздушный шар
.

Андре

Андре, сын состоятельного шведского химика• Химия » Химики » Химики Швеции, заболел• Смерть «воздушной болезнью» в 22
года, когда во время поездки в США• Соединённые Штаты Америки (США) встретился с опытным американским
воздухоплавателем Джоном Уайзом. Вернувшись в Швецию• Швеция, молодой человек
устроился на работу в патентное бюро Стокгольма• Швеция » Население Швеции » Населенные пункты Швеции » Города Швеции » Стокгольм, но мечта о полетах не
оставляла его. В 1893 году он совершил свой первый полет на собственном
воздушном шаре• Авиация » Аэростат » Воздушный шар, за которым последовало еще восемь.

Эти ранние полеты прошли далеко не идеально. Шар Андре то и дело сильным
ветром
уносило в море, он не мог набрать высоту, и корзина• Авиация » Аэростат » Корзина(аэростат) волочилась по
поверхности воды. Чтобы решить проблему управления, Андре разработал
собственную систему с использованием волочащихся канатов.

Теория была такова: трение канатов о поверхность должно было замедлять шар
достаточно, чтобы его можно было разворачивать при помощи небольших парусов.

Андре был настолько уверен в эффективности своей системы, что представил ее
Шведской ассоциации воздухоплавания. Однако эксперты были настроены
скептически. С точки зрения теории, система волочащихся канатов Андре не
должна была работать вообще. Более того, она представляла опасность: канаты
могли запутаться, порваться или зацепиться за землю, утянув за собой
низколетящий шар. Успехи Андре эксперты списывали на его чрезмерный оптимизм и
удачное направление ветра. К тому же большую часть времени Андре летал в
облаках и не имел представления о своем местоположении и направлении движения.

Газетная карикатура изображает Андре, пытающегося удержать шар, уносимый
ветром

Несмотря на эти очевидные проблемы, Андре был полон энтузиазма и не слушал
каких-то там дедов. Он верил, что воздушный шар• Авиация » Аэростат » Воздушный шар может удерживать достаточное
количество газа для тридцатидневного полета, хотя на практике никто никогда не
оставался в воздухе дольше пятнадцати дней.

План Андре был прост: стартовать как можно ближе к девяностому градусу
северной широты, пролететь над полюсом• Физико-географические регионы » Арктика » Северный полюс

• Метеорология » Климатология » Экстремальные точки Земли » Полюса Земли » Северный полюс
и приземлиться на другой стороне, на
Аляске.

Национальная гордость и предубеждения

В 1896 году Андре представил свой рискованный план достижения Северного полюса• Физико-географические регионы » Арктика » Северный полюс

• Метеорология » Климатология » Экстремальные точки Земли » Полюса Земли » Северный полюс

на водородном шаре Шведской королевской академии. Несмотря на сомнения
экспертов, Андре был убедительным оратором, и его энтузиазм оказался
заразительным. Когда о его проекте узнала общественность, случился нешуточный
ажиотаж. На кону стояла национальная гордость: Швеция• Швеция стремилась восстановить
свои позиции в полярных исследованиях после того, как уступила лидерство
Норвегии• Норвегия. Любые опасения по поводу жизнеспособности плана Андре были просто
сметены волной патриотической риторики.

Андре подсчитал, что для финансирования экспедиции потребуется около 130 800
кронсумма, эквивалентная примерно 1 миллиону фунтов стерлингов сегодня. Но
как только Шведская королевская академия одобрила его идею, финансирование
перестало быть проблемой. Король Оскар II• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ос » Оскар II лично пожертвовал 36 000 крон, а
Альфред Нобель• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Но » Нобель, Альфред, изобретатель• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Но » Нобель, Альфред динамита и учредитель научных премий, внес еще
более крупный платеж. Глядя на это, прочие толстосумы также поспешили внести
свою лепту в общенациональный стартап.

Полярный воздушный шар• Авиация » Аэростат » Воздушный шар Андре, названный «Орел» (Örnen), был изготовлен в
Париже• Франция » Населенные пункты Франции » Города Франции » Париж
и доставлен на остров• Моря, заливы, проливы » Острова Датский архипелага• Моря, заливы, проливы » Острова » Архипелаги Шпицберген• Моря, заливы, проливы » Моря » Моря по океанам » Моря Северного Ледовитого океана » Баренцево море » Острова Баренцева моря » Шпицберген (архипелаг), где Андре построил
для него огромный ангар. Шар имел три слоя лакированного шелка, был высотой
29,6 метра, диаметром 20,4 метра и весил полторы тонны.

В команду Андре выбрал Нильса Экхольма, исследователя-метеоролога и Нильса
Стриндберга, молодого студента-физика. Вместе они обладали широким спектром
технических и научных знаний, но имели мало опыта работы с большими воздушными
шарами• Авиация » Аэростат » Воздушный шар
и ни разу не бывали в полноценной экспедиции. Собственно, в Арктике• Политика » Арктический регион

• Физико-географические регионы » Арктика
из
них прежде бывал только Экхольм, да и топо метеорологическим нуждам. Проще
говоря, кучка «ботаников»-теоретиков и ни одного реального полярного
исследователя• Физико-географические регионы » Арктика » Полярные исследователи
.

Оптимизм и реальность

На самом деле вся экспедиция была основана на серии чрезмерно оптимистичных
предположений. Андре считал, что арктическое• Политика » Арктический регион

• Физико-географические регионы » Арктика
лето идеально подходит для
экспедиции, так как люди могут работать круглосуточно в условиях долгого
светового дня. Он полагал, что любой снег или лед, которые могли бы
представлять угрозу, прилипая к шару и утяжеляя его, просто упадут или
растают. Он также предполагал, что ветры будут дуть более или менее в одном
направлении на протяжении всей экспедиции. Все это было лишь догадками. Даже
Экхольм, исследователь арктической• Политика » Арктический регион

• Физико-географические регионы » Арктика
погоды, не имел представления о том, куда
их может занести ветер, поскольку данных наблюдений просто не существовало.

Удивительным образом Андре верил, что его навигационная система с
использованием волочащихся канатов обеспечит успех экспедиции, хотя она не
очень-то работала во время испытательных полетов. Фактически не было никаких
доказательств того, что «Орел» вообще сможет летать. Даже фактический
производитель шарапарижская компания – не произвел ни одного тестового
полета и отправил изделие в Швецию• Швеция как есть. Если что – вернете по гарантии,
делов-то.

Летом 1896 года команда собралась на острове• Моря, заливы, проливы » Острова Датский для своей первой попытки.
Запуск освещали журналисты• Объект человек » Люди по роду занятий » Журналист

• Средства массовой информации » Журналистика » Журналист

• Средства массовой информации » Журналист
со всего мира. Шесть недель исследователи-полярники
дожидались в базовом лагере нужного ветра и погоды, шесть недель вся Швеция• Швеция,
затаив дыхание• Филология » Лингвистика » Русский язык » Русские фразеологизмы » Затаив Дыхание, ждала вместе с ними. Зря ждали. Подходящие условия так и не
наступили.

В августе капитан зафрахтованного ими корабля сообщил Андре, что возвращается
домой, поскольку истек срок его страховки от айсбергов. Воздушный шар• Авиация » Аэростат » Воздушный шар был
сдут, и экспедиция, понурив головы, вернулась в Стокгольм• Швеция » Население Швеции » Населенные пункты Швеции » Города Швеции » Стокгольм.

Человек, которого называли национальным героем, теперь стал объектом
международной критики и насмешек, журналисты• Объект человек » Люди по роду занятий » Журналист

• Средства массовой информации » Журналистика » Журналист

• Средства массовой информации » Журналист
называли его «мошенником» и
«искателем публичности».

Роковой полет

И здесь бы Андре остановиться, оглянуться назад и понять, насколько глубоки
его заблуждения. Но он был упрямым. И весной 1897 года решил попытать удачу
снова.

На этот раз ветры были благоприятными, и команда была готова к отправлению.
Воздушный шар• Авиация » Аэростат » Воздушный шар был сильно загружен. Помимо обычных запасов продовольствия,
одежды, боеприпасов, научного и фотографического оборудования, они взяли с
собой складную лодку, сконструированные самим Андре сани и материалы для
создания фотолаборатории во время полета.

Кроме того, они прихватили кучу разнообразного хлама, включая российские и
американские монеты, фарфоровую чашу, белую рубашку в оригинальной упаковке,
галстук, старые газеты и два билета на Стокгольмскую выставку 1897 года. Они
также взяли 25 кг шоколада, хороший запас шампанского, подаренного спонсорами,
и две бутылки портвейна, которые им подарил король Швеции• Швеция » Государственное устройство Швеции » Король Швеции

• Государство » Государственное устройство Швеции » Король Швеции
.

Маршрут экспедиции 1897 года от острова• Моря, заливы, проливы » Острова Датский (Danskøya) до острова• Моря, заливы, проливы » Острова Белый
(Kvitøya).

Однако был один опасный недостаток – шелковый шар Андре пропускал водород. Как
мы
помним, его даже не тестировал производитель. Наиболее сильная утечка
происходила через отверстия от стежков вдоль швов – всего восемь миллионов
отверстий. Поверх них были приклеены полоски шелка, и весь шар был покрыт
лаком, но этого было недостаточно. За каждый день в воздухе шар терял около 68
кг подъемной силы.

Экхольм, единственный человек в команде с опытом работы в Арктике• Физико-географические регионы » Арктика » Освоение Арктики

• Политика » Арктический регион » Освоение Арктики
,
предупреждал Андре об утечках еще год назад во время первого испытания. По его
оценкам, с такой скоростью потери водорода шар мог оставаться в воздухе только
семнадцать дней.

Но Андре уже знал об утечках. Фактически, он тайно пополнял водород в шаре,
чтобы скрыть тот факт, что газ так быстро улетучивается.

К этому моменту практически все, включая самого производителя шара, советовали
отложить полет и полностью переделать оболочку. Но Андре помнил унижение,
которое ему пришлось пережить, когда он отложил экспедицию на год. Спонсоры и
газетчики следили за каждым его шагом и сообщали о каждой неудаче, требуя
результатов. Он стал заложником своей собственной успешной кампании по сбору
средств
и теперь просто не имел права вновь потерпеть крах. Андре отдал приказ
отправляться.

Экипаж 1897 года, слева направо – Вильгельм Сведенборг, Нильс Стриндберг, Кнут
Френкель, Саломон Андре

В итоге метеоролог Экхольм, единственный член экипажа, у которого хватило
здравого смысла отказаться от участия в проекте, был заменен Кнутом Френкелем,
двадцатисемилетним инженером-строителем. Трое мужчин попали в заголовки газет
по всему миру, когда 11 июля 1897 года их до предела перегруженный шар
очень-очень медленно поднялся в арктическое• Политика » Арктический регион

• Физико-географические регионы » Арктика
небо, чтобы больше никогда не
вернуться обратно.

Исследователи за минуты до взлета 11 июля

Трагический конец и загадка на десятилетия

План Андре заключался в том, чтобы общаться с внешним миром с помощью почтовых
голубей – они были выведены и закуплены в Норвегии• Норвегия, и предполагалось, что они
без труда смогут туда вернуться. Голуби• Сельское хозяйство » Животноводство » Птицеводство » Голуби должны были нести сообщения,
написанные на норвежском языке• Норвегия » Культура Норвегии » Языки Норвегии » Норвежский язык, с инструкциями доставить их в Швецию• Швеция. Он
выпустил не менее четырех голубей, но лишь один из них попал в руки к людям
его подобрал норвежский• Норвегия пароход, на который голубь• Сельское хозяйство » Животноводство » Птицеводство » Голуби » Сизый голубь приземлился, однако
матросы, не разобравшись, застрелили птицу.

Судьба «Örnen» оставалась загадкой в течение тридцати трех лет, пока лодка с
геологами и охотниками на тюленей не причалила к необитаемому острову• Моря, заливы, проливы » Острова » Необитаемые острова Белый,
ныне называемому Квитойя. Среди развалин лагеря они нашли череп, выбеленный
солнцем, дневники и банки с пленкой, которые раскрыли часть истории .

Уже через несколько минут после запуска экспедиция оказалась в беде. Канаты
тянули шар вниз настолько сильно, что корзина• Авиация » Аэростат » Корзина(аэростат) фактически волочилась по воде,
несмотря на то, что экипаж избавлялся от груза, выбрасывая его за борт.
Постепенно канаты запутались и оторвались от креплений. В общей сложности было
потеряно 739 кг веса. Потеряв этот балласт, шар поднялся на высоту 700 метров,
и более низкое давление воздуха заставило водород утекать еще быстрее. Без
управления и сбившись с курса, через десять с половиной часов шар впервые
упал, затем подпрыгивал по поверхности еще сорок один час, прежде чем
окончательно остановился.

Экипаж двинулся на юг к Шпицбергену• Моря, заливы, проливы » Моря » Моря по океанам » Моря Северного Ледовитого океана » Баренцево море » Острова Баренцева моря » Шпицберген (архипелаг), но ледяной поток унес их на восток. После
трех месяцев в Арктике• Политика » Арктический регион

• Физико-географические регионы » Арктика
команда оказалась на острове• Моря, заливы, проливы » Острова Квитойя. Все трое мужчин
умерли• Смерть в течение нескольких недель, причина смерти• Смерть осталась неизвестной. Это
само по себе было необычно, потому что у них было достаточно припасов, чтобы
продержаться гораздо дольше.

Одной из возможных причин смерти• Смерть было отравление угарным газом• Дела судебные » Дела уголовные » Отравление угарным газом

• Медицина » Клинические разделы медицины » Токсикология » Отравление » Отравление угарным газом

• Медицина » Заболевания » Отравления » Отравление угарным газом
от неисправной
печи. Также высказывались предположения, что они совершили самоубийство• Дела судебные » Дела уголовные » Самоубийство. Как
оказалось, у них при себе был большой запас опиума, которого, безусловно,
хватило бы для этого.

Согласно другой теории, они погибли• Пострадавшие от сочетания переохлаждения и сильного
пищевого отравления после ужина из недоваренного белого медведя• Биология » Зоология » Животные » Классификация животных » Вторичноротые » Хордовые » Позвоночные » Млекопитающие » Млекопитающие по отрядам » Хищные » Псообразные » Медвежьи » Белый медведь.

Трагический конец экспедиции Андре стал не только личной трагедией для
участников и их семей, но и национальным позором для Швеции• Швеция. Страна, которая
так страстно поддерживала эту авантюру, теперь оказалась перед лицом горькой
реальности. Мечта о покорении Северного полюса• Физико-географические регионы » Арктика » Северный полюс

• Метеорология » Климатология » Экстремальные точки Земли » Полюса Земли » Северный полюс
обернулась кошмаром, а
национальный герой превратился в символ безрассудства и самонадеянности.

Несмотря на трагический исход, экспедиция Андре оставила значительный след в
истории арктических• Политика » Арктический регион

• Физико-географические регионы » Арктика
исследований• Деятельность профессиональная, научная и техническая » Научные исследования и разработки и в культурной памяти Швеции• Швеция. Она стала
предметом многочисленных книг, фильмов и научных исследований• Деятельность профессиональная, научная и техническая » Научные исследования и разработки, продолжая
вызывать интерес и споры даже спустя более века после ее завершения.

Одним из наиболее важных аспектов наследия экспедиции стали фотографические
материалы• Фотография » Фототехника » Светочувствительные Материалы

• Фотография » Фотоматериалы » Светочувствительные Материалы
, обнаруженные вместе с останками экспедиции. Несмотря на суровые
арктические• Политика » Арктический регион

• Физико-географические регионы » Арктика
условия, некоторые фотопленки сохранились достаточно хорошо, чтобы
их можно было проявить. Эти изображения предоставили бесценные свидетельства о
последних днях экспедиции и условиях, в которых оказались Андре и его
товарищи.

Френкель (слева) и Стриндберг с первым белым медведем• Биология » Зоология » Животные » Классификация животных » Вторичноротые » Хордовые » Позвоночные » Млекопитающие » Млекопитающие по отрядам » Хищные » Псообразные » Медвежьи » Белый медведь, снятым исследователями

Фотографии, сделанные Нильсом Стриндбергом, молодым физиком в команде Андре,
стали не только историческими документами, но и произведениями искусства. Они
запечатлели суровую красоту Арктики• Политика » Арктический регион

• Физико-географические регионы » Арктика
, бескрайние ледяные просторы и ежедневную
борьбу экипажа за выживание. Эти изображения, полные трагического величия,
стали символом человеческого стремления к познанию и готовности рисковать всем
ради достижения цели.

Дневники участников экспедиции, также обнаруженные на месте их последнего
лагеря, предоставили детальный отчет о событиях после крушения воздушного
шара• Авиация » Аэростат » Воздушный шар
. Они рассказывают историю невероятной стойкости и мужества трех мужчин,
которые, несмотря на безнадежность ситуации, продолжали бороться за жизнь и
вести научные наблюдения до самого конца.

Александр Свистунов

============= Итог: 16,3750 ; Политика#Арктический регион#Швеция 16,3750 ; Политика#Арктический регион#Норвегия 16,3750 ; Политика#Арктический регион#Соединённые Штаты Америки (США) 10,3375 ; Политика#Арктический регион#Освоение Арктики 3,7500 ; Авиация#Аэростат#Корзина(аэростат)#Воздушный шар 3,7500 ; Авиация#Аэростат#Воздушный шар#Корзина(аэростат) 5,1625 ; Дела судебные#Дела уголовные#Самоубийство#Смерть 3,6625 ; Дела судебные#Дела уголовные#Отравление угарным газом#Пострадавшие 3,6000 ; Смерть#Самоубийство 3,4641 ; Метеорология#Климатология#Экстремальные точки Земли#Полюса Земли #Северный полюс 2,8750 ; Средства массовой информации#Журналистика#Журналист 2,7000 ; Деятельность профессиональная, научная и техническая #Научные исследования и разработки 2,6667 ; Биология#Зоология#Животные#Классификация животных#Вторичноротые#Хордовые #Позвоночные#Млекопитающие#Млекопитающие по отрядам#Хищные#Псообразные #Медвежьи#Белый медведь 1,9961 ; Сельское хозяйство#Животноводство#Птицеводство#Голуби#Сизый голубь 2,1000 ; Пострадавшие#Отравление угарным газом 1,3750 ; Фотография#Фототехника#Светочувствительные Материалы 1,3320 ; Филология#Лингвистика#Русский язык#Русские фразеологизмы#Затаив Дыхание 1,3125 ; Химия#Химики#Химики Швеции#Нобель, Альфред 1,3125 ; Государство#Государственное устройство Швеции#Король Швеции#Оскар II 16,5500 ; Физико-географические регионы#Арктика#Шпицберген (архипелаг) 16,5500 ; Физико-географические регионы#Арктика#Норвегия 10,0250 ; Физико-географические регионы#Арктика#Освоение Арктики 8,4250 ; Физико-географические регионы#Арктика#Северный полюс 6,6250 ; Физико-географические регионы#Арктика#Полярные исследователи 8,0000 ; Швеция#Арктический регион 5,9562 ; Швеция#Население Швеции#Населенные пункты Швеции#Города Швеции#Стокгольм 2,6250 ; Швеция#Государственное устройство Швеции#Король Швеции#Оскар II 4,7250 ; Норвегия#Арктика 1,8281 ; Норвегия#Культура Норвегии#Языки Норвегии#Норвежский язык 2,2617 ; Моря, заливы, проливы#Острова#Необитаемые острова 2,2617 ; Моря, заливы, проливы#Острова#Архипелаги 1,3281 ; Франция#Населенные пункты Франции#Города Франции#Париж

============= Объекты: персоналии Нобель, Альфред Шведский химик, изобретатель, предприниматель, филантроп, 1833-1896. Химики Швеции Оскар II Король Швеции оквэд Научные исследования и разработки соц_роль Король Швеции тип_поселения Париж город

============= Географические объекты: 1 48.833333333,2.333333333 Франция#Населенные пункты Франции#Города Франции#Париж 2 78.216666667,15.550000000 Моря, заливы, проливы#Моря#Моря по океанам #Моря Северного Ледовитого океана#Баренцево море #Острова Баренцева моря#Шпицберген (архипелаг) 3 40.000000000,-100.000000000 Соединённые Штаты Америки (США) 4 65.833333333,13.400000000 Норвегия 5 59.332777778,18.064444444 Швеция#Население Швеции#Населенные пункты Швеции#Города Швеции #Стокгольм 6 63.333333333,16.866666667 Швеция 7 90.000000000,-0.000000000 Физико-географические регионы#Арктика#Северный полюс

============= Связи: Арктика # ассоциации # Шпицберген (архипелаг) Воздушный шар # ассоциации # Корзина(аэростат) Норвегия # ассоциации # Арктика Норвегия # ассоциации # Арктический регион Отравление угарным газом # ассоциации # Пострадавшие Самоубийство # ассоциации # Смерть Соединённые Штаты Америки (США) # ассоциации # Арктический регион Швеция # объект-география # Стокгольм Швеция # ассоциации # Арктический регион


Copyright © 2007-2024 ООО «RelTeam»