Почему не
работают экспериментальные
правовые режимы для
беспилотников• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА)
Почему не работают экспериментальные правовые режимы для беспилотников• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА)
Парламентская газета
02 июля, 18:24
Экспериментальные правовые режимы, установленные в разных регионах для
развития беспилотной авиации• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА), практически не дали желаемых результатов. Как
сообщили участники круглого стола «Проблемы и перспективы экспериментального
правового режима в сфере инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных
систем• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА)», прошедшего в Совете Федерации• Государство » Государственное устройство России » Совет Федерации ФС РФ
• Россия » Государственное устройство России » Совет Федерации ФС РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Со » Совет Федерации ФС РФ , повсеместно с ними возникают
проблемы: от столкновения с системами РЭБ• Оружие » Военная техника » Радиоэлектронная борьба до невозможности подобрать
подходящих по закону• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы пилотов. В чем причина и какие меры планируют принять
законодатели для ее устранения, рассказывает «Парламентская газета».
© Парламентская газета
«Отсутствует система свой — чужой»
Экспериментальные правовые режимы, связанные с использованием БПЛА• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА), сегодня
действуют в 23 регионах страны• Государство. Их цель — подобрать такие методы
регулирования, при которых гражданская беспилотная авиация• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) стала бы
по-настоящему эффективной и безопасной и начала бы приносить стране• Государство пользу: от
доставки грузов до сбора научных данных и сельхозработ. Однако проблемы,
исходя из заявлений участников круглого стола, чаще всего возникают там, где
экспериментальные правовые режимы сталкиваются с объективной
действительностью. Так, серьезным препятствием для развития БПЛА• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) стали системы
радиоэлектронной борьбы• Оружие » Военная техника » Радиоэлектронная борьба. Понятно, что без них, учитывая все последние события,
не обойтись. Однако в условиях отсутствия надежных систем «свой — чужой»
радиощит иногда допускает промашки.
«Как показывает практика, даже разрешение на полет от властей региона и
согласование его с генштабом — не гарантия того, что ваш беспилотник• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) не
приземлят или не собьют, — констатировал в ходе круглого стола в Совете
Федерации• Государство » Государственное устройство России » Совет Федерации ФС РФ
• Россия » Государственное устройство России » Совет Федерации ФС РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Со » Совет Федерации ФС РФ генеральный директор• Объект человек » Люди по роду занятий » Управленцы » Должности управленцев » Генеральный директор национального оператора отрасли беспилотной
гражданской авиации• Авиация » Гражданская авиация «БАС• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА)» Алексей Варятченко. — Складывается впечатление, что
у нас полностью отсутствует какое-либо согласование между авиационными
властями и силовиками. Как результат — потеря аппаратов. Между тем стоимость
одного аппарата может достигать десяти миллионов рублей, что полностью убивает
всю экономическую целесообразность гражданских полетов».
Руководитель департамента информационных технологий и цифрового развития
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры• Россия » Федеральные округа РФ » Уральский федеральный округ » Ханты-Мансийский АО - Югра Павел Ципорин , в свою очередь,
отметил еще одну проблему: отсутствие единого пространства для беспилотников• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА),
причем как воздушного, так и информационного.
«У нас бывали случаи, когда, скажем, нефтегазовая компания• Добывающая промышленность » Нефтегазовые компании заказывает себе на
месторождение доставку какой-нибудь детали тяжелым беспилотником• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА), а другая
компания берет и приземляет его на своей территории или по крайней мере
пытается приземлить, — рассказал Ципорин . — Потому что они же не знают, кто
это летит, куда и для чего. Чтобы таких ситуаций не было, нужно подумать о
создании единой инфраструктуры управления. Мы сейчас определили пилотную
площадку на базе одного из районов, будем налаживать бесшовное
взаимодействие».
Эта единая инфраструктура, по словам Павла Ципорина , могла бы решить еще одну
важную проблему: в текущем своем статусе доставка малых грузов тяжелыми
беспилотниками• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) попросту нерентабельна. Бесшовное же взаимодействие позволит
нагружать один аппарат сразу несколькими задачами: например, одной компании он
будет доставлять одни детали, другой — другие, третьей — третьи, и все это в
рамках одного длинного рейса.
Страховка по аналогии с ОСАГО• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО)
Министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области• Россия » Федеральные округа РФ » Приволжский федеральный округ РФ » Самарская область
Дмитрий Богданов , говоря о своем региональном опыте работы с ЭПР, указал на
то, что для беспилотников• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) не прописаны правила страхования• Страхование » Правила страхования гражданской
ответственности на случай, если какой-нибудь аппарат внезапно рухнет, повредит
чужое имущество или в кого-то врежется. При том, что само по себе страхование• Страхование
прямо прописано в действующих законах• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы.
«Это хорошо и правильно, но в условиях отсутствия четких регламентов страховые
компании• Страхование » Страховые компании выставляют для владельцев и пилотов БПЛА• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) слишком высокие требования,
— подчеркнул Богданов . — И при наращивании полетов и масштабировании
существующих режимов на всю страну• Государство эта проблема будет только усугубляться».
Чтобы этого не допустить, Дмитрий Богданов предложил ввести в России• Россия аналог
ОСАГО• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) для беспилотников• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и, возможно, проработать к нему дополнительную
градацию в зависимости от веса аппарата, дальности его полета, а также
квалификации пилота — его опыта и наличия или отсутствия аварийных ситуаций с
его участием в прошлом.
Кое-кто, впрочем, предложил посмотреть еще глубже. Так, по мнению участников
заседания, неплохо было бы внести корректировки в 258 федеральный закон• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ,
который регламентирует само понятие «экспериментальных правовых режимов» — в
частности, упростить процедуру их продления. А также отполировать
нормативно-правовые акты• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты, касающиеся беспилотной авиации• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) напрямую: например,
приказ Минтранса• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство транспорта РФ
• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство транспорта РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ми » Министерство транспорта РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ » Министерства России » Министерство транспорта РФ № 42, где помимо прочего говорится, что «внешний пилот»,
управляющий БПЛА• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА), должен обязательно иметь медицинское свидетельство третьего
класса. То есть даже если кандидат в пилоты имеет свидетельство второго
класса, более высокого, он обязательно должен получить свидетельство третьего,
более низкого, иначе его не допустят к полетам. И таких шероховатостей, по
словам собравшихся, еще огромное множество.
К проблеме вернутся осенью
Еще один важный момент — пересмотр требований к «внешним пилотам», в принципе.
Так, по словам Дмитрия Богданова , нет смысла оценивать всех одинаково жестко.
Так, к тем, кто управляет сельскохозяйственным БПЛА• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) в поле, где нет ни
построек, ни, зачастую, других людей, ни объектов инфраструктуры, требования
могут быть помягче. К сотрудникам же, к примеру, служб городской доставки —
пожестче и так далее.
Наконец, еще один важный момент — поскольку сфера БПЛА• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) все еще для страны• Государство в
целом новая, большинство регионов, как показала практика, просто не знают, как
в случае с ними просчитывать экономику. То есть, они бы и рады заключить
контракт, но из-за отсутствия соответствующей нормативной базы не могут
оценить его стоимость и результаты работ.
По итогам круглого стола член комитета Совета Федерации по экономической
политике• Государство » Государственное устройство России » Совет Федерации ФС РФ » Комитет Совета Федерации по экономической политике
• Россия » Государственное устройство России » Совет Федерации ФС РФ » Комитет Совета Федерации по экономической политике
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Со » Совет Федерации ФС РФ » Комитет Совета Федерации по экономической политике
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ко » Комитет Совета Федерации по экономической политике Владимир Кравченко• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Кр » Кравченко, Владимир Казимирович попросил его участников подготовить свои
предложения по совершенствованию законодательства• Государство » Законы и право » Законопроекты. Итоговый пакет инициатив
планируется передать в правительство• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правительство. А в октябре-ноябре состоится еще одно
заседание, где будет рассмотрено, как исполняются рекомендации участников
отрасли, и какие еще проблемные места в сфере беспилотной авиации• Авиация » Летательные аппараты » Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) остались.
Наука и техника
Павел Ципорин
Владимир Кравченко• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Кр » Кравченко, Владимир Казимирович
Дмитрий Богданов
Минтранс РФ• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство транспорта РФ
• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство транспорта РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ми » Министерство транспорта РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ » Министерства России » Министерство транспорта РФ
Генштаб
Совет Федерации• Государство » Государственное устройство России » Совет Федерации ФС РФ
• Россия » Государственное устройство России » Совет Федерации ФС РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Со » Совет Федерации ФС РФ