Лишнее
за деньги: как
оспорить• Государство » Законы и право » Правовая система России » Гражданское процессуальное право » Иск
• Дела судебные » Судебный процесс » Иск навязанные допуслуги
Лишнее за деньги: как оспорить• Государство » Законы и право » Правовая система России » Гражданское процессуальное право » Иск
• Дела судебные » Судебный процесс » Иск навязанные допуслуги
Газетный выпуск № 2024_078
28 июня 2024 16:09 Общество
Роспотребнадзор хочет запретить автоматически устанавливать ненужные пункты в
договорах
Фото Global Look Press/Stocktake
Началось общественное обсуждение законопроекта• Государство » Законы и право » Законопроекты Роспотребнадзора (РПН), по
которому продавцам собираются законодательно запретить устанавливать
автоматическое согласие покупателей на получение тех или иных дополнительных
услуг. Ранее запрет на навязывание уже был введен в законодательство, появился
и штраф за это, но пробелы остались, и их нужно устранить, считают в
Роспотребнадзоре.
О чем законопроект• Государство » Законы и право » Законопроекты Роспотребнадзора
Законопроект• Государство » Законы и право » Законопроекты, подготовленный РПН, с 17 июня проходит общественное обсуждение.
Документ предполагает внесение изменений в закон «О защите прав потребителей• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » О защите прав потребителей»,
статью 16 дополняют пунктом 3.1, по которому предусматривается запрет на
навязывание потребителю• Государство » Законы и право » Гражданское право » Потребитель дополнительных товаров, работ и услуг, «в том числе
путем проставления продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора)
автоматических отметок о согласии».
Роспотребнадзор указывает, что анализ правоприменительной практики показал «не
только сохраняющуюся на протяжении многих лет актуальность проблематики», но и
множество способов навязывания услуг за отдельную плату. В частности,
указывается на распространенную практику продажи авиа- и железнодорожных
билетов дистанционным способом, когда в форме основного договора заранее
установлено согласие в виде отметки-галочки на заключение договора
добровольного страхования• Страхование » Формы страхования » Добровольное страхование.
В связи с этим, говорится в пояснительной записке, еще в 2022 году РПН и Банк
России• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России направили всем страховым организациям• Страхование » Страховые компании информационное письмо, подчеркнув
«недопустимость навязывания дополнительных услуг при приобретении билетов без
предоставления потребителям• Государство » Законы и право » Гражданское право » Потребитель возможности осуществить их осознанный выбор
самостоятельно».
С тех пор, надо отметить, автоматическое проставление галочек о страховании• Страхование
при покупке билетов у крупнейших пассажирских перевозчиков в основном исчезло.
Тем не менее, утверждают в Роспотребнадзоре, проблемы остаются.
«Так, по данным ВЦИОМ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Вс » ВЦИОМ, на ноябрь 2023 года четверо из 10 опрошенных россиян• Государство » Социальная политика » Социологические опросы
• Социология » Социологические опросы
(43%) замечали, что положенные по полису обязательного медицинского
страхования• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное медицинское страхование (ОМС) (ОМС• Страхование » Виды страхования » Личное страхование » Медицинское страхование
• Медицина » Медицинское право » Медицинское страхование
• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное медицинское страхование (ОМС)) услуги пытаются оказать платно. Также, несмотря на
разъяснения Конституционного суда Российской Федерации• Государство » Государственное устройство России » Судебная система России » Конституционный суд РФ
• Россия » Государственное устройство России » Судебная система России » Конституционный суд РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ко » Конституционный суд РФ, актуальными остаются
споры потребителей• Государство » Законы и право » Гражданское право » Потребитель с автосалонами по факту навязывания дополнительных услуг
при приобретении транспортных средств», – говорится в тексте пояснительной
записки.
С 2022 года растет число жалоб на взимание с собственников многоквартирного
дома платы за оказание услуг, которые к содержанию и ремонту жилого помещения• Сфера услуг » Жилищно-коммунальное хозяйство
и коммунальным услугам• Сфера услуг » Жилищно-коммунальное хозяйство » Коммунальные услуги не относятся: строки «телетрансляция• Телекоммуникации и связь » Телевидение», «страхование
имущества• Страхование » Виды страхования » Страхование имущества», «консьерж», «кабельное телевидение• Телекоммуникации и связь » Телевидение » Кабельное телевидение» и др. просто появляются в
квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг• Сфера услуг » Жилищно-коммунальное хозяйство » Тарифная политика в сфере ЖКХ » Плата за коммунальные услуги без заключения отдельных
договоров с потребителями• Государство » Законы и право » Гражданское право » Потребитель.
Поэтому, отмечают в Роспотребнадзоре, в законопроекте• Государство » Законы и право » Законопроекты закрепляются положения,
которые требуют «неукоснительно соблюдать принцип свободы договора».
Предполагается, что закон вступит в силу с сентября 2025 года.
Нужен ли новый законопроект• Государство » Законы и право » Законопроекты
Председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин
считает, что, для того чтобы бороться с навязыванием дополнительных услуг,
новый законопроект• Государство » Законы и право » Законопроекты не нужен – они и так запрещены, и даже установлена
ответственность со штрафами до 40 тыс. рублей.
– Получается, это законопроект• Государство » Законы и право » Законопроекты о том, что надо выполнять закон, хотя по сути
ничего не меняется, – сказал он «Известиям».
Юрист по защите прав потребителей Ксения Русинова замечает, что ранее принятый
закон о введении штрафов за навязывание услуг был изменен ко второму чтению• Государство » Законы и право » Законопроекты и
значительно снизил санкции• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Международно-правовые санкции: если сначала предполагались штрафы в размере
двукратной стоимости навязанных услуг для должностных лиц и в трехкратном –
для бизнеса, то теперь должностные лица рискуют нарваться лишь на наказание в
2–4 тыс. рублей, а компании – в 20–40 тыс.
– С учетом оборотов недобросовестных компаний, навязывающих товары и услуги,
такие штрафы оказались мизерными, безболезненными, несущественными, – сказала
она «Известиям». – Организациям по-прежнему выгоднее навязывать услуги даже с
учетом того, что за каждую из них они заплатят штраф.
Поэтому и «новый» законопроект• Государство » Законы и право » Законопроекты рискует оказаться очередной номинальной и
декларативной нормой, считает юрист. По ее словам, сам текст документа мало
способствует тому, чтобы обезопасить потребителей• Государство » Законы и право » Гражданское право » Потребитель от допуслуг:
недобросовестные компании обычно защищают себя формулировками в договорах,
которые создают видимость предоставления выбора.
Основная проблема, говорит Ксения Русинова, – потребители• Государство » Законы и право » Гражданское право » Потребитель не читают документы,
которые подписывают. Еще один пункт в законопроекте• Государство » Законы и право » Законопроекты, который прямо запрещает
«навязывание потребителю• Государство » Законы и право » Гражданское право » Потребитель дополнительных товаров (работ, услуг)», также не
станет решением проблемы.
– Главная трудность этой нормы в слове «навязывание», – говорит Русинова. – По
общему правилу (ст. 56 ГПК РФ• Государство » Законы и право » Правовая система России » Кодексы Российской Федерации » Гражданский процессуальный кодекс РФ), каждая сторона должна доказать те
обстоятельства, на которые она ссылается. Идущий в суд потребитель• Государство » Законы и право » Гражданское право » Потребитель, видя такую
норму, обрадуется и честно напишет в иске• Государство » Законы и право » Правовая система России » Гражданское процессуальное право » Иск
• Дела судебные » Судебный процесс » Иск, что услугу ему навязали, его слова
доказательствами не являются. Поэтому в удовлетворении тех исков• Государство » Законы и право » Правовая система России » Гражданское процессуальное право » Иск
• Дела судебные » Судебный процесс » Иск, которые
мотивированы навязыванием услуг, повсеместно отказывают. Доказать факт
навязывания невозможно: во всех документах потребитель• Государство » Законы и право » Гражданское право » Потребитель поставил свою подпись.
Поэтому мы используем другой механизм – безусловное право потребителя
отказаться от договора об оказании услуг.
Заместитель начальника юридического управления юридического департамента ПАО
«РосДорБанк• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Росдорбанк» Юлия Деринг замечает, что совершенствовать законодательство можно
было и не формально, а используя иные механизмы в уже хорошо зарекомендовавших
себя сферах.
В пример она приводит так называемый период охлаждения, который действует для
страховых продуктов• Страхование с 1 января 2018 года: в течение этого срока потребитель• Государство » Законы и право » Гражданское право » Потребитель
вправе отказаться от определенных страховых продуктов• Страхование и вернуть за них
денежные средства без необходимости доказывать их фактическую навязанность и
отсутствие своего добровольного согласия. Эта норма как раз позволяла
потребителям• Государство » Законы и право » Гражданское право » Потребитель отказаться от навязанной услуги и вернуть свои деньги, но на все
случаи навязывания услуг их распространять не стали.
– А вот запрет на автоматическое проставление продавцом отметок о согласии
потребителя• Государство » Законы и право » Гражданское право » Потребитель на получение дополнительных услуг либо выражение продавцом воли за
потребителя• Государство » Законы и право » Гражданское право » Потребитель в ином виде – это действительно необходимое изменение, – считает
Юлия Деринг.
Как оспорить• Государство » Законы и право » Правовая система России » Гражданское процессуальное право » Иск
• Дела судебные » Судебный процесс » Иск навязанные услуги
Руководитель практики судебной работы юридической компании «Центральный округ»
Евгений Жихарев отмечает, что и сейчас в судебной практике есть успешные
примеры борьбы с «проставлением галочки». В пример приводит дело Шестого
кассационного суда общей юрисдикции из 2023 года, где было признано, что банк• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России
навязал услугу страхования• Страхование (ДМС• Страхование » Виды страхования » Личное страхование » Медицинское страхование
• Медицина » Медицинское право » Медицинское страхование) заемщику.
– Заявление о предоставлении потребительского кредита• Экономика » Финансы » Банк » Банковское дело » Потребительский кредит » Предоставление Потребительского Кредита
• Экономика » Финансы » Финансовые услуги » Кредит » Потребительский кредит » Предоставление Потребительского Кредита
• Сфера услуг » Финансовые услуги » Кредит » Потребительский кредит » Предоставление Потребительского Кредита
• Финансовая деятельность » Финансовое посредничество » Прочее финансовое посредничество » Предоставление кредита » Предоставление Потребительского Кредита, подписанное истцом, не
содержало его согласия на оказание ему допуслуги в виде личного страхования• Страхование » Виды страхования » Личное страхование и
информации о стоимости данной услуги, – рассказал Евгений Жихарев «Известиям».
– Форма и содержание заявления свидетельствовали о том, что истцу не была
обеспечена возможность согласиться или отказаться от платной допуслуги.
Поэтому гражданин как экономически слабая сторона был поставлен в неизбежное
положение отсутствия выбора заключить кредитный договор без заключения
договора страхования• Страхование » Договор страхования. Затраты истца на оплату страховой премии и процентов
были отнесены судом к убыткам, которые были вызваны вынужденным приобретением
услуг.
Ксения Русинова отмечает, что механизм отказа от допуслуг давно отработан и
подтвержден судебной практикой. Сейчас, чтобы уберечь себя от навязывания
дополнительных услуг, надо выполнить простые правила.
Для начала нужно изучить документы и оценить, кто является фактическим
получателем денег, то есть к кому потом обращаться с требованием их вернуть.
Во-вторых, нужно понять, привязаны ли допуслуги к кредитному договору или
иному основному договору – это нужно, чтобы оценить риски и понять, не
изменится ли, к примеру, процентная ставка по кредиту в случае отказа от
услуги.
В-третьих, после оценки рисков нужно обратиться к фактическому получателю
денег или исполнителю с заявлением об отказе от договора и возврате денег,
продолжает юрист. В-четвертых, дождавшись ответа, нужно обратиться в суд с
иском о защите прав потребителей• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » О защите прав потребителей (в случае отказа, разумеется).
– Потребитель• Государство » Законы и право » Гражданское право » Потребитель, обнаруживший доп-услуги, вправе от них отказаться, –
подчеркивает Ксения Русинова. – Но стоит учитывать, что в настоящее время
существуют десятки разных вариантов допуслуг, договорных конструкций, каждая
из которых направлена на ограничение права потребителя отказаться от услуги.
Часто мы видим среди документов и подписанный потребителем• Государство » Законы и право » Гражданское право » Потребитель акт оказанных
услуг, которым он признает, что допуслуги уже оказаны, а потому оснований для
возврата денег нет. Таким образом, в каждом отдельном случае стоит разбираться
и выбирать отдельный способ защиты.
Сергей Гурьянов